Маджхима Никая 11
Малая сутта львиного рыка

Адаптированная версия сутты МН 11

Однажды Учитель сказал монахам:

«Монахи, только в этом учении есть четыре степени просветления. Все другие учения их лишены. Именно так следует заявлять в разговоре с представителями других учений.

Если вас спросят, на каком основании вы так говорите, можно сказать, что вы так говорите на основании следующего:

  1. На основании уверенности в Учителе;
  2. На основании уверенности в Учении;
  3. На том основании, что мы исполняем нравственные предписания;
  4. На том основании, что наши спутники в Учении – наши сердечные братья и сёстры, являются ли они мирянами или монахами.

РАЗЛИЧИЕ В ОТНОШЕНИИ К ВОЗЗРЕНИЯМ

Тогда, монахи, вам могут возразить, что в других учениях тоже есть уверенность в Учителе и в Учении, исполнение нравственных предписаний и сердечное братство между спутниками.

Тогда может состояться такой диалог:

– Одна ли цель у всех путей? – спросите вы.

– Одна, – ответят вам.

– Доступна ли эта цель тому, в ком присутствует страсть, ненависть, заблуждение, страстное желание, цепляние? Доступна ли она тому, кто не видит, кто подвержен влечению и отторжению, кто получает удовольствие от бурления ума?

– Нет, не доступна, – скорее всего, ответят представители других учений.

Теперь посмотрите: есть два вида воззрений – о бытии и о небытии.

Те, кто придерживается воззрений о бытии, отвергают воззрения о небытии. Те, кто придерживается воззрений о небытии, отвергают воззрения о бытии.

Но это означает, что эти люди не понимают истинной природы воззрений – то, как они возникают и угасают, в чём опасность цепляния за них, в чём спасение от них. А это значит, что в этих людях присутствует страсть, ненависть, заблуждение, страстное желание, цепляние, слепота, влечение и отторжение, удовольствие от бурления ума. В итоге они не свободны от рождения, распада и смерти, от горя, стенаний, боли, печали и отчаянья. Они не свободны от страдания.

Между тем, все иные учения придерживаются тех или иных воззрений о бытии и о небытии.

РАЗЛИЧИЕ В ОТНОШЕНИИ ЧЕТЫРЁХ ВИДОВ ЦЕПЛЯНИЯ

Далее, монахи. Есть четыре вида цепляния: цепляние к чувственным удовольствиям, цепляние к воззрениям, цепляние к правилам и обрядам, цепляние к идее «я».

Есть мудрецы, которые демонстрируют понимание первого, двух первых или даже трёх первых видов цепляния, но в них отсутствует по крайней мере понимание истинной природы «я».

РАЗЛИЧИЕ В ОТНОШЕНИИ ПРАВИЛЬНОСТИ

Кроме того, монахи, может быть и так, что приверженцы других учений уверены в своём учителе и учении, соблюдают нравственные предписания и испытывают братские чувства к спутникам на пути, они всё равно не могут быть названы вставшими на правильный путь.

Почему? Потому что эти учения невнятно проповеданы и изложены, не приводят к окончательному освобождению, к мирному уму, они провозглашены тем, кто сам не достиг окончательного пробуждения.

Татхагата же, монахи, предлагает полное разъяснение всех четырёх видов цепляния, демонстрируя полное понимание их природы. Его учение проповедано и изложено ясно, оно приводит к окончательному освобождению, к мирному уму, оно провозглашено тем, кто достиг окончательного пробуждения.

ЗАВИСИМОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ВИДОВ ЦЕПЛЯНИЯ

Что же является источником этих четырёх видов цепляния? Источником их является страстное желание.

Страстное желание, в свою очередь, происходит из чувства.

Чувство происходит из контакта.

Контакт происходит из шестеричной основы.

Шестеричная основа происходит из имя-формы.

Имя-форма происходит из сознание.

Сознание происходит из активности.

Активность происходит из неведения.

РЕЗУЛЬТАТ УСТРАНЕНИЯ НЕВЕДЕНИЯ

Монахи, когда у монаха устранено неведение и возникает истинное знание, в нём, свободном от неведения и обретшем истинное знание, больше нет цепляния к чувственным удовольствиям, нет цепляния к воззрениям, нет цепляния к правилам и обрядам, нет цепляния к учению о “я”.

Когда угасает цепляние, ум становится спокойным. Когда ум становится спокойным, монах обретает Ниббану, достигает окончательного освобождения и понимает это без тени сомнения».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.