Маджхима Никая 107
К Ганаке Моггаллане

Адаптированная версия сутты МН 107

Однажды, когда Учитель находился близ города Саваттхи, его посетил брамин Ганака Моггаллана. Он задал такой вопрос:

– Господин Готама, человек совершенствуется в каждом деле постепенно, от элементарных вещей к мастерству. Можно ли описать такой же процесс постепенного совершенствования в преподаваемых тобой Учении и Практике?

Учитель ответил:

– Да, брамин, это Учение и эту Практику можно описать таким образом.

Первый шаг – нравственность и дисциплина. Это обучение нравственному поведению и дисциплине, правильному поведению на людях и в уединении, так, чтобы исключить малейшие оплошности в этом.

Второй шаг – сдерживание органов чувств. Воспринимая зримые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения, умственные объекты, не цепляйся за их черты, детали, особенности. Остановка внимания на особенностях тех или иных объектов провоцирует развитие нездоровых состояний. Охраняя же органы чувств, ты предотвращаешь это.

Третий шаг – умеренность в пище. Необходимо научиться употреблять пищу не ради развлечения, не ради наслаждения, не ради силы и привлекательности, а просто для поддержания этого тела, чтобы устранить дискомфорт от голода и не создать новый дискомфорт от переедания.

Четвёртый шаг – бодрствование. Днём, в ходьбе, очищай свой ум от нездоровых состояний. В первую треть ночи, в ходьбе и сидя, очищай свой ум от нездоровых состояний. В среднюю треть ночи ложись на правый бок, положив одну ступню на другую, оставаясь осознанным и бдительным, предварительно сформировав намерение чтобы самому встать в нужное время. После подъёма в третью треть ночи опять ходи и сиди, очищая свой ум от нездоровых состояний.

Пятый шаг – внимательность. Памятуй о том, чтобы сохранять внимательность,

  • когда идёшь вперёд и возвращаешься;
  • когда смотришь вперёд и смотришь в сторону;
  • когда сгибаешь и разгибаешь свои члены тела;
  • когда несёшь одежду и верхнее одеяние, свою чашу;
  • когда ешь, пьёшь, жуёшь, пробуешь на вкус;
  • когда мочишься и испражняешься;
  • когда идёшь, стоишь, сидишь, засыпаешь, просыпаешься, разговариваешь и молчишь.

Шестой шаг – медитация. В уединённом месте сядь со скрещенными ногами и выпрямленной спиной, установив внимание на том, что происходит здесь и сейчас. Сначала ты устраняешь пять основных препятствий:

  • Оставив жажду к миру, ты обретаешь ум, свободный от влечения;
  • Оставив недоброжелательность и злость, ты обретаешь ум, исполненный сердечного дружелюбия ко всем существам;
  • Оставив лень и апатию, воспринимая свет, ты обретаешь бодрствующий и осознающий ум;
  • Оставив беспокойность и сожаление, ты обретаешь спокойный и умиротворённый ум;
  • Оставив сомнения, ты обретаешь ум, свободный от неясностей относительно благотворных состояний.

Когда эти пять препятствий оказываются отброшены, практикующий познаёт четыре джханы*.

Такова тренировка в Учении и Практике, которые преподаются мной. Однако не только ученики живут в соответствии с ней, но и те, кто достиг полного освобождения.

После этого Ганака Моггаллана спросил:

– Господин Готама, все ли ученики достигают конечной цели, ниббаны, получив эти инструкции?

– Нет, брамин, некоторые не достигают, – ответил Учитель.

– Почему так происходит, господин Готама? – спросил Ганака Моггаллана, – Ведь казалось бы, есть очень чёткие инструкции, есть наставник, есть ниббана – может быть, есть ещё что-то, что нужно сделать?

– Позволь, я задам тебе встречный вопрос, – сказал Учитель, – хорошо ли ты знаешь дорогу в Раджагаху?

– Конечно, – отвечал Ганака Моггаллана.

– Представь, брамин, – продолжал Учитель, – что разные люди говорят, что хотели бы туда попасть и спрашивают тебя, как туда пройти. Ты подробно объясняешь дорогу. Большинство благополучно доходит, но некоторые, вместо того, чтобы в точности следовать твоим инструкциям, сворачивают не туда и идут совсем в другую сторону. Естественно, в Раджагаху они не попадают. Как ты думаешь, почему так происходит? Может быть, есть ещё что-то, что нужно было сделать?

Ганака Моггаллана развёл руками:

– Ну что я тут могу сделать? Я всего лишь показываю дорогу.

Тогда Учитель зеркальным жестом развёл руками и сказал:

– Вот и я – всего лишь показываю дорогу.

После этого Ганака Моггаллана произнёс хвалу Учителю, его Учению и его ученикам, и объявил себя мирским последователем Будды с этого дня и на всю жизнь.

———————————————

* В оригинале здесь приводится стандартное описание четырёх джхан.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.