Маджхима Никая 104
В Самагаме

Адаптированная версия сутты МН 104

Однажды, когда Учитель находился близ города Самагама,

Молодой монах по имени Чунда провёл сезон дождей близ города Пава, где как раз в это время скончался Нигантха Натапутта, глава и основатель секты нигантхов или джайнов. После его смерти нигантхи раскололись на две группы, которые погрязли в яростных спорах и ссорах. Каждая из сторон утверждала, что именно она правильно понимает учение и дисциплину Нигантхи Натапутты, а другая сторона не понимает. Это отвратило многих мирских последователей Нигантхи Натапутты. Свидетелем всего этого и стал Чунда.

После сезона дождей он отправился к городу Самагама, в окрестностях которого тогда находился Учитель. Чунда пришёл к Ананде, ближайшему помощнику Учителя, и рассказал ему обо всём, что видел. Ананда решил, что следует передать эти новости Учителю, и они отправились к нему вместе.

Ананда представил Чунду Учителю, и передал тому рассказ Чунды, добавив:

– Очень не хотелось бы, чтобы нашу Сангху постигла та же участь, когда ты уйдёшь, Учитель. Это принесло бы огромный вред множеству людей.

На это Учитель сказал:

– Практика, которую я оставил, очень проста. Можешь ли ты, Ананда, видеть почву для разногласий в описаниях таких элементов практики как

  • четыре приложения осознанности,
  • четыре вида гармоничного усилия,
  • четыре основы духовной силы,
  • пять сил,
  • пять качеств,
  • семь факторов просветления,
  • Благородный Восьмеричный Путь?

Ананда ответил:

– Нет, Учитель, здесь я не вижу основы для разногласий. Но есть люди, которые могли бы после твоего ухода создать разногласия по поводу дисциплинарных установлений.

– Разногласия по поводу дисциплинарных установлений это мелочи, Ананда, – отвечал Учитель, – Главное это разногласия по поводу практики, по поводу основы Учения.

ШЕСТЬ ПРИЧИН РАЗНОГЛАСИЙ

Есть шесть причин, по которым возникают разногласия. Следует приложить усилия, чтобы эти корни разногласий были устранены в вас и в других, и чтобы они не появлялись. Эти шесть причин таковы:

  • Склонность к злости и неуступчивости;
  • Презрительность и надменность;
  • Завистливость и скупость;
  • Притворство и лживость;
  • Неблаготворные желания и негармоничные воззрения;
  • Когда человек цепляется за свою точку зрения и оставляет её с трудом.

Если вы потакаете этим качествам, постепенно усиливается непочтительность к Учителю, Учению и Общине, а также небрежение к практике. Это и приводит к разногласиям в Общине.

ЧЕТЫРЕ ВИДА РАЗБИРАТЕЛЬСТВ И СЕМЬ ВИДОВ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

В жизни Общины могут иметь место четыре вида разбирательств:

  • разбирательство из-за разногласий, касающихся Дхаммы и Дисциплины;
  • разбирательство из-за обвинения, когда монах обвиняется в нарушении дисциплинарных установлений;
  • разбирательство из-за проступка, когда монах, обвинённый в нарушении дисциплинарных установлений, хочет добиться оправдания;
  • разбирательство относительно процедурных вопросов, когда принимаются решения, связанные с жизнью Общины.

Эти разбирательства могут быть урегулированы семью способами:

(1) Через обсуждение. Если между монахами имеем место спор относительно Учения или Дисциплины, им следует собраться вместе и прийти к общему мнению с использованием имеющихся первоисточников Учения.

(2) Прибегнув к мнению большинства. Если эти монахи не могут прийти к согласию, им следует отправиться туда, где имеется максимальное количество монахов. Они должны все вместе рассмотреть вопрос и принять ту точку зрения, которой придерживается большинство.

(3) Через допрос. Если один монах упрекает другого в том, что тот в прошлом совершил некий проступок, за который следует понести наказание, обвиняемого следует спросить, помнит ли он о том, что этот проступок действительно имел место. Если тот монах говорит, что не помнит такого, разбирательство прекращается.

(4) Через ссылку на помрачение рассудка. Если тот, кого обвиняют в проступке, говорит, что не помнит об этом, но обвиняющий настаивает, может быть так, что обвиняемый скажет, что в то время он был не в себе, им владело безумство, и хотя он действительно совершал тогда многие неподобающие вещи, но того, в чём его обвиняют, не помнит, потому что вообще много не помнит из того, что тогда происходило. В этом случае разбирательство прекращается.

(5) Через признание дурного характера у монаха. Если тот, кого обвиняют в проступке, отказывается, что совершал его, но обвиняющий настаивает, и в итоге обвиняемый, после отказов, сознается в совершении проступка, нарушение признаётся, монахи поступают согласно дисциплинарным правилам, а провинившийся объявляется обладающим дурным характером. На этом разбирательство прекращается.

(6) Через самостоятельное признание нарушения. Если монах знает о своём нарушении, ему следует пойти к старшему монаху, поклониться ему в ноги и рассказать о своём проступке. Если проступок не требует иных мер, его спрашивают: «Видишь ли ты, в чём ошибка?» Тот отвечает: «Вижу». Его спрашивают: «Будешь ли ты практиковать сдержанность в будущем?» Тот отвечает: «Да, я буду практиковать сдержанность в будущем». На этом разбирательство прекращается.

(7) Через забвение*. Бывает так, что монахи в пылу ссоры скажут друг другу много такого, чего не стоило говорить. Им следует собраться вместе, и тогда наиболее мудрый монах из одной группы ссорившихся должен сказать от лица этой группы: «Мы впали в ссору и в пылу её сказали друг другу много такого, чего не стоило говорить. Если Община одобряет это, то ради блага этих монахов и ради моего собственного блага я признаю проступки эти монахов, и свои собственные, и предлагаю предать их забвению, кроме тех, что требуют особо серьёзного осуждения и тех, которые связаны с оскорблением и унижением в адрес мирян». Затем то же должен сделать наиболее мудрый монах с другой стороны. После этого разбирательство прекращается.

ШЕСТЬ ДОСТОЙНЫХ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ

Кроме того, Ананда, есть шесть достойных развития качеств, которые создают любовь и уважение, ведут к единству группы, к исчезновению раздоров, к согласию.

Монах выражает сердечное дружелюбие к своим товарищам через (1) физическое поведение, (2) на словах, (3) в мыслях, как прилюдно, так и наедине. Далее, (4) монах пользуется общими вещами, ничего не присваивая себе. Он делится всем, что получил, если это соответствует Учению, если это было получено в соответствии с Учением, включая и содержимое своей чаши для подаяний. Далее, монах – как прилюдно, так и наедине – разделяет со своими товарищами (5) добродетельное поведение, ведущее к собранности ума, и (6) гармоничные воззрения, ведущие к освобождению от страдания.

Взращивайте и поддерживайте эти шесть качеств, Ананда. Это приведёт вас к настоящему благополучию и счастью.


* В оригинале – через “покрытие травой” – по аналогии с тем, как в те времена покрывали травой экскременты.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.