Маджхима Никая 103
Что вы обо мне думаете?

Адаптированная версия сутты МН 103

Однажды Учитель обратился к монахам с такими словами:

– Монахи, что вы обо мне думаете? Вы думаете, что я преподаю Учение, чтобы получить одежду, еду или заслуги для того, чтобы переродиться в лучшем мире?

– Нет, Учитель, мы так не думаем, – отвечали монахи, – мы думаем, что ты преподаёшь Учение из милосердия.

Тогда Учитель продолжил:

“Итак, монахи, вы понимаете, что я преподаю Учение из милосердия. Я научил вас таким аспектам Учения как

  • четыре основы осознанности,
  • четыре вида гармоничных стараний,
  • четыре основы духовных сил,
  • пять сил,
  • пять качеств,
  • семь факторов просветления,
  • восьмеричный путь Благородных.

Практикуйте их в согласии, с доброжелательностью друг к другу, без споров.

РАЗНОГЛАСИЯ

Может случиться так, что два монаха могут занять разные позиции относительно каких-то нюансов Учения. При этом может быть так, что позиции этих двух ваших товарищей отличаются и по смыслу и по букве; может быть и так, что они отличаются по смыслу, но совпадают по букве или совпадают по смыслу, но различаются по букве, либо же их позиции могут при ближайшем рассмотрении совпадать и по смыслу и по букве.

Итак, если вы видите такое разногласие, следует подойти к тому из оппонентов, кто кажется вам наиболее благоразумным, и сказать ему, что Будда настоятельно рекомендовал своим ученикам избегать споров. Нужно просто спокойно попытаться определить, в чём состоит ошибка, что было понято не верно. Если же это не получается, нужно допустить различие позиций.

НАРУШЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Может также случиться и так, что некий монах совершит нарушение предписаний или другой дисциплинарный проступок.

В этом случае вам не следует торопиться упрекать его. Прежде всего, рассмотрите эту ситуацию. Вы можете увидеть, что, если вы сделаете этому монаху замечание,

  • это не расстроит ни вас, ни этого человека, поскольку он не предаётся злости, не цепляется за свои воззрения и оставляет их легко. Вы можете помочь ему выйти из нездорового состояния и утвердиться в здоровом. В этом случае будет уместным сделать ему замечание.
  • это не расстроит вас, но того человека оно заденет, и он скорее всего разозлится. Но всё же он не цепляется к своим воззрениям и оставляет их достаточно легко. Поэтому ваше замечание может помочь ему выйти из нездорового состояния и утвердиться в здоровом. Это куда более важно, нежели причинённое ему огорчение. Поэтому в этом случае тоже будет уместным сделать ему замечание.
  • это расстроит вас, но другого человека не заденет, поскольку он не склонен предаваться злости. Однако он прочно привязан к своим воззрениям и не расстаётся с ними легко. Но вы видите, что всё же можете попробовать помочь ему выйти из нездорового состояния и утвердиться в здоровом. Это намного более важно, нежели ваше огорчение. Поэтому в этом случае тоже будет уместным сделать ему замечание.
  • это расстроит и вас и другого человека, поскольку он склонен предаваться злости. Кроме того, он прочно привязан к своим воззрениям и расстаётся с ними с трудом. Но тем не менее, вы видите, что можете попробовать помочь ему выйти из нездорового состояния и утвердиться в здоровом. Это намного более важно, нежели ваше с ним огорчение. Поэтому и в этом случае тоже будет уместным сделать ему замечание.
  • это расстроит и вас и другого человека, кроме того, он прочно привязан к своим воззрениям, и вы не видите способа, как можно попытаться помочь ему выйти из нездорового состояния. В этом случае необходимо взращивать спокойное отношение к этому человеку и не делать ему замечаний.

КОНФЛИКТЫ

Может случиться так же и так, что в среде монахов возникнет конфликт. Тогда вам следует подойти по очереди к тем монахам, которые кажутся вам наиболее благоразумными с каждой стороны конфликта, и поговорить с ними. Следует задать каждому из них вопрос: «Друг, как ты думаешь, Учитель одобрил бы то, что вы делаете?» Если этот монах будет честен, он ответит, что Учитель бы не только не одобрил бы их поведение, но и упрекнул бы их. Тогда следует спросить: «Разве не следует тогда отбросить этот конфликт, если мы продолжаем следовать к Ниббане?» И если этот монах будет честен, он скажет, что да, им следует отбросить этот конфликт.

И когда после этого вас спросят – «Ты ли тот самый монах, который вывел Сангху из нездорового состояния?» То, будучи правдивы, вы ответите так – «Это Учитель научил меня, как поступать в такой ситуации». Если вы ответите так, вы тем самым не будете восхвалять себя и принижать других. Именно такой ваш ответ будет соответствовать Учению”.

Так сказал Учитель.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.