Маджхима Никая 10
Приложения памятования

Адаптированная версия сутты МН 10

Однажды Учитель обратился к собранию монахов:

«Монахи, я расскажу вам о практике четырёх приложений памятования. Это – прямой путь к пробуждению.

Что собой представляют четыре приложения памятования? Практикующий наблюдает явления в четырёх областях, стремясь ничего при этом не додумывать и не дорисовывать, полностью оставив какие бы то ни было мысли о прошлом, будущем, о том, что есть “где-то там”, о том, что могло бы быть. Эти четыре области такие:

– тело;
– чувства;
– состояния ума;
– объекты ума.

Во всех перечисленных ниже видах практики осуществляется наблюдение тела, чувств, состояний ума или объектов ума как они воспринимаются личностно, не-личностно, и как не-личностный взгляд становится личностным и обратно*. Практикующий наблюдает возникающие в этих областях факторы – как они исчезают, возникают, или как они возникают и исчезают. Либо в нём устанавливается простое осознавание наличия тела, чувств, состояний ума или объектов ума. Таким образом, практикующий сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было.

НАБЛЮДЕНИЕ ТЕЛА

Наблюдение тела можно осуществлять несколькими способами: через наблюдение дыхания, четырёх положений тела, через осуществление полной внимательности, через созерцание отвратительного, созерцание элементов, созерцание трупов.

  1. Наблюдение дыхания

Практикующий садится, скрестив ноги и выпрямив спину, и наблюдает, что происходит. Он наблюдает вдохи, наблюдает выдохи. Когда происходит сильный вдох или выдох, он осознаёт это. Когда происходит тихий вдох или выдох, он осознаёт это. Делая вдох или выдох, он воспринимает всё тело. Делая вдох или выдох, он успокаивает и расслабляет тело.

  1. Наблюдение четырёх положений тела

Есть четыре положения тела – когда тело идёт, стоит, сидит или лежит. Практикующий отдаёт себе отчёт, что его тело в данный момент находится в одном из этих четырёх положений. Либо он отдаёт себе отчёт в том, в каком положении его тело находится в принципе.

  1. Осуществление полной внимательности

Практикующий отдаёт себе отчёт во всём, что делает: идёт в том или ином направлении, смотрит в том или ином направлении, сгибает и разгибает конечности, несёт что-либо, ест, пьёт, испражняется, идёт, стоит сидит, спит, бодрствует, говорит и молчит.

  1. Созерцание отвратительного

Практикующий внутренним взором просматривает тело как состоящее из кожи, мяса, жил, костей, внутренностей, жидкостей и так далее. Он приучается видеть тело именно в таком виде.

  1. Созерцание элементов

Практикующий приучается видеть тело как совокупность четырёх основных элементов – земли, воды, огня и воздуха.**

  1. Созерцание трупов

Практикующий мысленно созерцает трупы на различных стадиях разложения, сознавая, что это тело не избежит такой же участи и имеет точно такую же природу.

НАБЛЮДЕНИЕ ЧУВСТВ

Практикующий отдаёт себе отчёт в возникающих первичных чувственных ощущениях. Он учится различать приятное, неприятное и нейтральное чувство. Он учится различать обыденное и возвышенное приятные чувства, обыденное и возвышенное неприятные чувства, обыденное и возвышенное нейтральные чувства.***

НАБЛЮДЕНИЕ УМА

Практикующий отдаёт себе отчёт, когда его ум искажён вожделением или ненавистью, или заблуждением, или когда его ум сонлив или возбуждён. Также он осознаёт, когда его ум пребывает в тех или иных медитативных состояних, когда он собран, когда он достигает освобождения от помрачений.

НАБЛЮДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ УМА

Наблюдение объектов ума можно осуществлять с позиций

  • пяти препятствий;
  • пяти совокупностей, искажённых цеплянием;
  • шести внутренних и внешних сфер;
  • семи факторов просветления;
  • четырёх благородных истин.
  1. Пять препятствий

Пять препятствий, которые мы можем встретить в практике, следующие: чувственное желание, недоброжелательность, сонливость-вялость, беспокойность-тревога-сожаление, сомнение.

Практикующий отдаёт себе отчёт, если в нём присутствует какое-либо из этих препятствий, и если оно исчезает.

  1. Пять совокупностей

Пять совокупностей, искажённых цеплянием, следующие: форма, чувство, распознавание, активность, сознание.

Практикующий отдаёт себе отчёт в наличии этих совокупностей и в том, как эти совокупности возникают и исчезают.

  1. Шесть сфер

Шесть внутренних сфер – это глаза, уши, нос, язык, тело как орган восприятия и ум как орган восприятия. Шесть внешних сфер – это визуально воспринимаемые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения и умственные объекты.

Практикующий наблюдает для каждой из этих сфер орган восприятия, воспринимаемое, и то, как в связи с ними возникают оковы чувственного желания. Он также наблюдает, как происходит устранение этих оков и их отсутствие после устранения.

  1. Семь факторов просветления

Семь факторов просветления это осознанность, пытливость, усердие, радость, успокоение, собранность ума и спокойствие.

Практикующий отдаёт себе отчёт, если тот или иной фактор просветления наличествует или отсутствует, а также то, как он возникает и полностью развивается.

  1. Четыре благородные истины

Практикующий наблюдает и достигает понимания того, что такое страдание, в чём источник страдания, как страдание прекращается и каков путь к прекращению страдания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Через практику реализации четырёх приложений памятования человек может стать арахантом или анагами даже в течение семи дней».

—————————————–

* Обычно переводится не как “личностно”, “не-личностно”, а “внутренне”, “внешне”

** Элементы это первичные свойства различных состояний материи: твёрдое или вязкое, инертное, обладающее сильными межмолекулярными и межатомными связями – это элемент земли; жидкое, текучее, «водянистое» – элемент воды; горячее, ионизированное, связанное с химическими превращениями, теплом и молекулярно-кинетической энергией – это элемент огня; газообразное, а также связанное с вибрацией – элемент воздуха.

*** Обыденные приятные, неприятные и нейтральные чувства знакомы нам по повседневной жизни, тогда как возвышенные связаны с медитативными состояниями. Возвышенные приятные чувства это радость (пити) и довольство (сукха) первой, второй и третьей джхан, возвышенное неприятное чувство – это неприятное чувство, появляющееся у практикующего после нарушения предписаний или когда он сталкивается, скажем, с неугомонностью или сонливостью ума, а возвышенное нейтральное чувство это равностность, она же спокойствие, невозмутимость (упекхха) – качество ума, становящееся особенно явным в четвёртой джхане.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.