Маджхима Никая 10
Приложения памятования

Адаптированная версия сутты МН 10

Комментарий к сутте

Однажды Учитель обратился к собранию монахов:

«Монахи, я расскажу вам о практике четырёх опор памятования. Это – прямой путь к пробуждению.

Что собой представляют четыре опоры памятования? Практикующий наблюдает явления в четырёх областях, стремясь ничего при этом не додумывать и не дорисовывать, полностью оставив какие бы то ни было мысли о прошлом, будущем, о том, что есть “где-то там”, о том, что могло бы быть. Эти четыре области такие: (1) тело; (2) переживания; (3) состояния ума; (4) явления ума.

Во всех перечисленных ниже видах практики осуществляется наблюдение тела, переживаний, состояний ума или объектов ума как они воспринимаются яшно, не-яшно, и в том, как не-яшный взгляд становится яшным и обратно*. Практикующий наблюдает в этих областях возникающие факторы, исчезающие факторы, или и возникающие и исчезающие факторы. Либо в нём устанавливается простое осознавание наличия тела, переживаний, состояний ума или явлений ума. Таким образом, практикующий сохраняет независимость и не-цепляние за что бы то ни было в мире.

(1) НАБЛЮДЕНИЕ ТЕЛА

Наблюдение тела можно осуществлять несколькими способами: через наблюдение дыхания, четырёх положений тела, через осуществление полной внимательности, через созерцание отвратительного, созерцание стихий, созерцание трупов.

  1. Наблюдение дыхания

Практикующий садится, скрестив ноги и выпрямив спину, и установив памятование впереди себя. Он наблюдает вдохи, наблюдает выдохи. Когда происходит сильный вдох или выдох, он осознаёт это. Когда происходит тихий вдох или выдох, он осознаёт это. Делая вдох или выдох, он воспринимает всё тело. Делая вдох или выдох, он успокаивает и расслабляет тело.

  1. Наблюдение четырёх положений тела

Есть четыре положения тела – когда тело идёт, стоит, сидит или лежит. Практикующий отдаёт себе отчёт, что его тело в данный момент находится в одном из этих четырёх положений. Либо он отдаёт себе отчёт в том, в каком положении его тело находится в целом.

  1. Осуществление полной внимательности

Практикующий отдаёт себе отчёт во всём, что делает: идёт в том или ином направлении, смотрит в том или ином направлении, сгибает и разгибает конечности, носит одежду, ест, пьёт, испражняется, идёт, стоит сидит, спит, бодрствует, говорит и молчит.

  1. Созерцание отвратительного

Практикующий внутренним взором просматривает тело как состоящее из кожи, мяса, жил, костей, внутренностей, жидкостей и так далее. Он приучается видеть тело именно в таком виде.

  1. Созерцание стихий

Практикующий приучается видеть тело как сочетание четырёх основных стихий – земли, воды, огня и воздуха.

  1. Созерцание трупов

Практикующий мысленно созерцает трупы на различных стадиях разложения, сознавая, что это тело не избежит такой же участи и имеет точно такую же природу.

(2) НАБЛЮДЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Практикующий отдаёт себе отчёт в возникающих переживаниях. Он учится различать приятное, неприятное и нейтральное переживание. Он учится различать обыденное и возвышенное приятные переживания, обыденное и возвышенное неприятные переживания, обыденное и возвышенное нейтральные переживания.

(3) НАБЛЮДЕНИЕ УМА

Практикующий отдаёт себе отчёт, когда его ум искажён вожделением или ненавистью, или неведением, или когда его ум сонлив или возбуждён. Также он осознаёт, когда его ум пребывает в тех или иных медитативных состояних, когда он собран, когда он достигает освобождения от помрачений.

(4) НАБЛЮДЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ УМА

Возможно наблюдение следующих предметов ума пять помех; пять совокупностей цепляния; шесть внутренних и внешних сфер; семь факторов пробуждения; Четыре Благородные Истины.

  1. Пять помех

Пять помех, которые мы можем встретить в практике, следующие: чувственное желание, недоброжелательность, сонливость-вялость, беспокойность-тревога-сожаление, сомнение.

Практикующий отдаёт себе отчёт, если в нём присутствует какое-либо из этих помех, и если оно исчезает.

  1. Пять совокупностей

Пять совокупностей цепляния следующие: форма, переживание, распознавание, активность, восприятие.

Практикующий отдаёт себе отчёт в наличии этих совокупностей и в том, как эти явления возникают и исчезают.

  1. Шесть сфер

Шесть внутренних сфер – это глаза, уши, нос, язык, тело как орган восприятия и ум как орган восприятия. Шесть внешних сфер – это визуально воспринимаемые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения и умственные объекты.

Практикующий наблюдает для каждой из этих сфер орган восприятия, воспринимаемое, и то, как в связи с ними возникают оковы чувственного желания. Он также наблюдает, как происходит устранение этих оков и их отсутствие после устранения.

  1. Семь факторов пробуждения

Семь факторов пробуждения это памятование, исследование явлений ума, усердие, радость, успокоение, собранность ума, спокойствие.

Практикующий отдаёт себе отчёт, если тот или иной фактор пробуждения наличествует или отсутствует, а также то, как он возникает и полностью развивается.

  1. Четыре Благородные Истины

Практикующий наблюдает и достигает понимания того, что такое страдание, в чём источник страдания, как страдание прекращается и каков путь к прекращению страдания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Через практику реализации четырёх опор памятования человек может стать арахантом или анагами даже в течение семи дней».


* Обычно переводится не как «яшно», «не-яшно», а «внутренне», «внешне»

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.