Маджхима Никая 1
Основа Основ

Адаптированная версия сутты МН 1

Аудиозапись сутты (читает Д.Макаров)

Однажды Учитель обратился к монахам с такими словами:

“Монахи, сегодня я расскажу вам об Основе Основ.

Как воспринимает мир обычный человек? Что бы он ни воспринимал, он видит это как связанное со «мной». Любой предмет или явление видится ему как «моё» или как желаемое «мной», или как являющееся частью «меня», или то, частью чего «я» являюсь. Он видит любой предмет как нечто, чего «я» хочу или «я» не хочу, что «мне» приятно или «мне» не приятно или к чему «я» равнодушен. Таким образом, он живёт в мире «я». Он живёт в мире иллюзий. Именно поэтому он – обычный человек.

Далее. Как следует учиться воспринимать мир практикующему? Что бы он ни воспринимал, ему следует тренироваться видеть это вне «я». Он должен тренироваться видеть любой предмет или явление как «не я», как то, что не является частью какого бы то ни было «меня» и не как то, частью чего «я» являюсь. Он должен тренироваться видеть любой предмет не как нечто, чего «я» хочу или «я» не хочу, что «мне» приятно или «мне» не приятно или к чему «я» равнодушен. Он должен памятовать, что нет никакого «я», которое могло бы быть частью чего-либо или включать в себя что-либо. Таким образом, ему следует учиться жить вне «я». Он учится видеть мир таким, какой он есть. Именно такая практика делает его практикующим Учение.

Далее. Как воспринимает мир полностью просветлённый человек? Что бы он ни воспринимал, он уже видит это вне «я». Он видит любой предмет или явление как «не я», не являющееся частью «меня», и не как то, частью чего «я» являюсь. Он уже видит любой предмет не как нечто, чего «я» хочу или «я» не хочу, что «мне» приятно или «мне» не приятно или к чему «я» равнодушен. Ему уже не надо памятовать, что нет никакого «я» – он видит всё так без какого бы то ни было усилия. Он видит мир таким, какой он есть. Он уже живёт вне «я».

Это так, потому что он достиг полного понимания, освобождения от влечения, освобождения от отторжения, освобождения от заблуждения. Он понимает, что именно влечение к тому, что доставляет удовольствие, является корнем страдания. Он понимает, что именно личностный взгляд ведёт к новым и новым помрачённым действиям, что, в свою очередь, ведёт к пагубным последствиям.

Полное просветление достигается через полное преодоление страстного желания”.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.