Маджхима Никая 1
Основа Основ

Адаптированная версия сутты МН 1

Комментарий к сутте

Аудиозапись сутты (читает Д.Макаров)

Однажды Учитель обратился к монахам с такими словами:

«Монахи, сегодня я расскажу вам об Основе Основ.

Как воспринимает мир обычный человек? Что бы он ни воспринимал, он видит это как связанное со “мной”. Любой предмет или явление видится ему как “моё” или как желаемое “мной”, или как являющееся частью “меня”, или то, частью чего “я” являюсь. Он видит любой предмет как нечто, чего “я” хочу или “я” не хочу, что “мне” приятно или “мне” неприятно или к чему “я” равнодушен. Таким образом, он живёт в “яшности”. Он пребывает в плену заблуждений. Именно поэтому он – обычный человек.

Далее. Как следует учиться воспринимать мир Благородному ученику? Что бы он ни воспринимал, ему следует тренироваться видеть это вне “я”. Он должен тренироваться видеть любой предмет или явление как “не я”, как то, что не является частью какого бы то ни было “меня” и не как то, частью чего “я” являюсь. Он должен тренироваться видеть любой предмет не как нечто, чего “я” хочу или “я” не хочу, что «мне» приятно или “мне” неприятно или к чему “я” равнодушен. Таким образом, ему следует учиться жить вне “яшности”. Он учится видеть мир таким, какой он есть. Именно такая практика делает его практикующим Учение.

Далее. Как воспринимает мир полностью пробуждённый человек? Что бы он ни воспринимал, он уже видит это вне “я”. Он видит любой предмет или явление как “не я”, не являющееся частью “меня”, и не как то, частью чего “я” являюсь. Он уже видит любой предмет не как нечто, чего “я” хочу или “я” не хочу, что “мне” приятно или “мне” не приятно или к чему “я” равнодушен. Он видит всё так без какого бы то ни было усилия. Он видит мир таким, какой он есть. Он уже живёт вне “яшности”.

Это так, потому что он достиг полного понимания, освобождения от влечения, освобождения от отторжения, освобождения от неведения. Он понимает, что именно влечение к тому, что доставляет удовольствие, является условием возникновения страдания. Он понимает, что именно “яшный” взгляд ведёт к новым и новым помрачённым действиям, что, в свою очередь, ведёт к пагубным последствиям.

Полное пробуждение достигается через полное преодоление страстного желания».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.