Кхуддака Никая
Удана 6.4
Титтха Сутта
Приверженцы разных учений

Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи в Роще Джеты что в парке Анатхапиндики. В то время в окрестностях Саваттхи жило множество отшельников, браминов, странников из различных учений. Их воззрения, вера, мнения различались, и они полагались на свои воззрения. Были среди них те, кто провозглашал такое воззрение: «Мир вечен; лишь это – истина, остальные воззрения ложны.» Были среди них те, кто провозглашал такое воззрение: «Мир не вечен; лишь это – истина, остальные воззрения ложны.» Были среди них те, кто провозглашал: «Мир конечен… Мир бесконечен… Душа и тело это одно… Душа и тело это разное… Татхагата существует после смерти… Татхагата не существует после смерти… Татхагата и существует и не существует после смерти; Татхагата ни существует, ни не существует после смерти; лишь это – истина, остальные воззрения ложны.» И они жили неспокойно, в постоянных спорах и препирательствах, раня друг друга стрелами слов, говоря: «Дхамма такова, а не такова! Дхамма не такова, а такова!»

И вот некоторое число монахов, одевшись и взяв чаши для подаяния и внешнее одеяние, вошли в Саваттхи для сбора подаяний. Походив по Саваттхи и собрав подаяния, они вернулись и после принятия пищи подошли к Благословенному, поклонились ему и сели рядом, сказав:

«Сейчас, Достопочтенный, в окрестностях Саваттхи живёт множество отшельников, браминов, странников из различных учений. Их воззрения, вера, мнения различались, и они полагались на свои воззрения. Есть среди них те, кто провозглашает такое воззрение: «Мир вечен; лишь это – истина, остальные воззрения ложны.” Есть среди них те, кто провозглашает такое воззрение: «Мир не вечен; лишь это – истина, остальные воззрения ложны.” Есть среди них те, кто провозглашает: «Мир конечен… Мир бесконечен… Душа и тело это одно… Душа и тело это разное… Татхагата существует после смерти… Татхагата не существует после смерти… Татхагата и существует и не существует после смерти; Татхагата ни существует, ни не существует после смерти; лишь это – истина, остальные воззрения ложны.” И они живут неспокойно, в постоянных спорах и препирательствах, раня друг друга стрелами слов, говоря: “Дхамма такова, а не такова! Дхамма не такова, а такова!”»

[На это Благословенный сказал:]

«Странники, придерживающиеся других учений, монахи, слепы, они не видят. Они не знают что полезно, а что вредоносно. Они не знают, что есть Дхамма, они не знают, что не есть Дхамма. Не зная, что полезно, а что вредоносно, что есть Дхамма и что не есть Дхамма, они живут неспокойно, в постоянных спорах и препирательствах, раня друг друга стрелами слов, говоря: «Дхамма такова, а не такова! Дхамма не такова, а такова!”

Раньше, монахи, жил да был некий царь в этом самом Саваттхи. И вот тот царь обратился к слуге: “Ну же, мой добрый слуга, собери вместе всех слепых от рождения жителей Саваттхи.”

“Да, ваше величество,” – ответил слуга. Он собрал вместе всех слепых от рождения жителей Саваттхи и доложил об этом царю: “Все слепые люди из Саваттхи собраны вместе, ваше величество.”

“А теперь, мой слуга, покажи этим слепым людям слона.”

“Слушаю и повинуюсь, ваше величество”, – ответил слуга и показал слона слепым людям, сказав им: “Вот, слепые люди, это слон.”

Некоторым из них он показал голову слона, говоря – “Это слон”. Другим он показал ухо слона, говоря – “Это слон”. Другим он показал бивень… хобот… туловище… ноги… круп… хвост… кисточку на конце хвоста, говоря – “Это слон”.

Затем, монахи, слуга, показав слона слепым людям, вернулся к царю и доложил: “Слепые люди ознакомились со слоном, ваше величество. Что вам будет угодно сделать теперь?” Тогда царь пришёл к этим слепым людям и сказал: “Вам показали слона?”

“Да, ваше величество, нам показали слона”.

“Расскажите мне, слепые люди, каков слон?”

И те слепые люди, которым показали голову слона, ответили: “Слон, ваше величество, очень похож на кувшин для воды”. Те слепые люди, которым показали ухо слона, ответили: “Слон, ваше величество, похож на опахало.” Те слепые люди, которым показали бивень, ответили: “Слон, ваше величество, похож на плужный лемех”. Те слепые люди, которым показали хобот, ответили: “Слон, ваше величество, похож на плуг”. Те слепые люди, которым показали туловище, ответили: “Слон, ваше величество, похож на сундук”. Те слепые люди, которым показали ноги, ответили: “Слон, ваше величество, похож на столб”. Те слепые люди, которым показали круп, ответили: “Слон, ваше величество, похож на ступу”. Те слепые люди, которым показали хвост, ответили: “Слон, ваше величество, похож на пест”. Те слепые люди, которым показали кисточку на конце хвоста, ответили: “Слон, ваше величество, похож на щётку”.

И вот, крича – “Слон таков, а не таков! Слон не таков, а таков!” Эти слепые люди подрались между собой. Король же потешался над ними.

Точно так же и эти странники, придерживающиеся других учений, монахи, слепы, они не видят. Они не знают что полезно, а что вредоносно. Они не знаю, что есть Дхамма, они не знают, что не есть Дхамма. Не зная, что полезно, а что вредоносно, что есть Дхамма и что не есть Дхамма, они живут неспокойно, в постоянных спорах и препирательствах, раня друг друга стрелами слов, говоря: “Дхамма такова, а не такова! Дхамма не такова, а такова!”»

Затем Благословенный изрёк следующие строфы, ведомый вдохновением:

«Есть те, кто зовутся странниками и браминами,
Но они глубоко увязли в своих мнениях;
Те, кто видят лишь часть явления,
Погрязают в спорах и ссорах.»

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.