Итивуттака 44 (2.17)
Ниббанадхату Сутта
Состояния ниббаны

Так было сказано Благословенным, сказано Арахантом, и так я слышала:

«Монахи, есть два состояния (dhatū) ниббаны. Какие два? Ниббана с жизненным основанием (saupādisesā) и ниббана без жизненного основания (anupādisesā).

Что такое, монахи, ниббана с жизненным основанием? Это когда, монахи, достойный (araham) монах, освободился от помрачений, осуществил, выполнил задачу, сбросил тяжкий груз, достиг благополучия, избавился от пут вовлечённости, освободился через истинное понимание. У него сохраняются пять органов чувств (pañcindriyāni), и он воспринимает приятное и неприятное, чувствует cчастье и страдание (sukhadukham). Но при этом в нём угасло влечение (raga), отторжение (dosa) и заблуждение (moha), и потому это состояние называется ниббаной с жизненным основанием.

Что такое, монахи, ниббана без жизненного основания? Это когда, монахи, достойный монах, свободен от помрачений, осуществил, выполнил задачу, сбросил тяжкий груз, достиг благополучия, избавился от пут вовлечённости, освободился через истинное понимание. Прямо в этом мире, монахи, всё воспринимаемое не является для него источником наслаждения, есть лишь спокойствие, успокоение вовлечённости (bhavissanti). Это называется ниббаной без жизненного основания.

Вот каковы два состояния ниббаны, монахи».

Так сказал Благословенный. И так же было сказано:

«О двух состояньях ниббаны, неколебимых и свободных от цепляния
Стало известно от Видящего:
С жизненным основанием, но с разрушенными путами;
И другое – без жизненного основания для будущего,
В котором все виды вовлечённости совершенно прекратились.

Поняв необусловленное состояние,
С умом освобождённым, с прекратившейся страстной активностью,
Они достигли сердцевины Дхаммы.
Радуясь прекращению бурления явлений,
Те неколебимые оставили всю вовлечённость».

Таково значение того, что сказал Благословенный, так я усвоила.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.