СТАНДАРТНОЕ ОПИСАНИЕ СВОЕГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ИЗ УСТ САМОГО БУДДЫ – ЧЕТЫРЕ ДЖХАНЫ, ТРОЙНОЕ ЗНАНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ

ЧЕТЫРЕ ДЖХАНЫ

Когда я в достаточной степени освободился от мыслей о чувственных удовольствиях и прочих нездоровых состояний, я вошёл в первую джхану и находился в ней. Первая джхана сопровождается внутренней речью, связанной с объектом медитации, а также – радостью и ощущением физического довольства, которые образуются из-за свободы от помрачённых состояний.

Далее, внутренняя речь затихла, и я вошёл во вторую джхану и находился в ней, ощущая уверенность и единение ума, во внутреннем безмолвии, чувствуя радость и довольство, рождённые свободой от помрачений.

Далее, радость стихла, осталось лишь спокойствие и довольство, осознанность и внимательность, и таким образом я вошёл в третью джхану и находился в ней. Третью джхану называют «приятной обителью».

После этого ушло даже ощущение физического довольства. Исчезли все положительные и отрицательные эмоции, приятные и болезненные телесные ощущения, осталось лишь глубокое спокойствие и чистейшая осознанность. Так я вошёл в четвёртую джхану и находился в ней.

ТРИ ЗНАНИЯ

Далее, направив этот совершенно ясный, чистый, гибкий, послушный и спокойный ум на вспоминание прошлых жизней, я обрёл это знание. Я увидел множество своих прошлых жизней весьма подробно. Это Первое Знание я обрёл в начале ночи.

После этого я направил свой ум на знание о том, как живут и перерождаются другие существа. Я увидел множество существ и миров, и то, как и при каких обстоятельствах те или иные существа перерождаются в тех или иных мирах. Это Второе Знание я обрёл в середине ночи.

После этого я направил свой ум на понимание природы помрачений и того, как они прекращаются. Я непосредственно познал, что такое страдание, что такое помрачение, как оно возникает, как оно прекращается, и что нужно делать, чтобы быть способным его прекратить.

Это было Третье Знание, и его я обрёл в конце той ночи.

ОСВОБОЖДЕНИЕ

В тот момент мой ум полностью освободился от помрачений, от самой возможности их возникновения. Я понял, что больше никогда я не совершу помрачённых действий, что цель моей практики достигнута и я больше никогда не окажусь вовлечён в какой бы то ни было мир сознания.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.