Ангуттара Никая 4.41
Самадхибхавана Сутта
Развитие собранности ума

«Монахи, есть четыре вида развития собранности ума.

Есть развитие собранности ума, которое ведёт к приятным состояниям. Есть развитие собранности ума, которое ведёт к обретению знания и видения. Есть развитие собранности ума, которое ведёт к памятованию и внимательности. Есть развитие собранности ума, которое ведёт к уничтожению помрачений ума.

(1) В чём заключается развитие собранности ума, которое ведёт к приятным состояниям? Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от нездоровых состояний ума, монах входит в первую джхану и пребывает в ней, которая сопровождается думанием об объекте медитации и удержанием ума на нём, радостью и удовольствием, которые возникли из-за этой отстранённости. С угасанием думания об объекте медитации и удержания ума на нём, монах входит во вторую джхану и пребывает в ней, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение ума, в которой нет думания и удержания, но есть радость и удовольствие, которые возникли посредством собранности ума. С угасанием радости он пребывает невозмутимым, осознанным, бдительным, и ощущает телесное удовольствие. Он входит в третью джхану и пребывает в ней, о которой Благородные говорят так: «Он невозмутим, осознан, пребывает в удовольствии». С оставлением удовольствия и боли, равно как и с предшествующим угасанием радости и недовольства, он входит в четвёртую джхану и пребывает в ней, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей осознанностью из-за невозмутимости. Это и называется развитием собранности ума, которое ведёт к приятным состояниям.

(2) В чём заключается развитие собранности ума, которое ведёт к обретению знания и видения? Вот монах уделяет внимание восприятию света так: «Как днём, так и ночью; как ночью, так и днём». Так он развивает ум, полный сияния, открывая, распахивая его. Это и называется развитием собранности ума, которое ведёт к обретению знания и видения.

(3) В чём заключается развитие собранности ума, которое ведёт к памятованию и внимательности? Вот монах знает чувства – как они возникают, как они пребывают, как они исчезают. Он знает восприятия – как они возникают, как они пребывают, как они исчезают. Он знает мысли – как они возникают, как они пребывают, как они исчезают. Это и называется развитием собранности ума, которое ведёт к памятованию и внимательности.

(4) В чём заключается развитие собранности ума, которое ведёт к уничтожению помрачений ума? Вот монах пребывает в созерцании появления и исчезновения явлений в пяти совокупностях, подверженных цеплянию: «Такова форма, таково её появление, таково её исчезновение; таково чувство, таково его появление, таково его исчезновение; таково распознавание, таково его появление, таково его исчезновение; такова активность, таково её появление, таково её исчезновение; таково сознание, таково его появление, таково его исчезновение». Это и называется развитием собранности ума, которое ведёт к уничтожению помрачений ума.

Таковы четыре вида развития собранности ума. И именно в отношении этого я сказал в Параяне в «Вопросах Пуннаки»:

«Тот, кто познал и пики и низины,
Свободен от волненья в этом мире.
Мирный, незамутнённый, ясный,
Он пересёк стремнину рождений и распада».