Ангуттара Никая 3.100
Лонакапалла Сутта
Кусок соли

“Монахи, допустим вы говорите: “Не важно, какой человек совершает деяние, результат одного и того же действия будет во всех случаях один и тот же”. Если бы это было так, святая жизнь не имела бы смысла, и невозможно было бы положить конец страданию.

Допустим вы говорите: “Результат деяния будет зависеть от того, что данный человек чувствует относительно этого деяния”. В этом случае святая жизнь имеет смысл, и можно положить конец страданию.

 

Возьмём случай, когда человек совершил обычное дурное деяние, и в результате попадает в ад. И есть другой человек, который совершил то же самое обычное дурное деяние, но сполна пожинает его плоды уже в этой жизни, так, что не остаётся даже малейшего остаточного результата, не говоря уж о большом.

Какого рода человек, совершив обычное дурное деяние, попадает в ад? Тот, кто не развил терпение, добродетель, нравственность, ум и мудрость. Это недалёкий и низкий человек, обречённый жить в страдании. Вот какого рода человек, совершив обычное дурное деяние, попадает в ад.

А какого рода человек, совершив обычное дурное деяние, сполна пожинает его плоды уже в этой жизни, так, что не остаётся даже малейшего остаточного результата, не говоря уж о большом? Тот, кто развил терпение, добродетель, нравственность, ум и мудрость. Это мудрый и великодушный человек, чья жизнь не знает ограничений. Вот какого рода человек, совершив обычное дурное деяние, сполна пожинает его плоды уже в этой жизни, так, что не остаётся даже малейшего остаточного результата, не говоря уж о большом.

 

Допустим, некий человек уронил кусок соли в маленький сосуд с водой. Как вы думаете, монахи, станет ли вода в этом сосуде солёной и непригодной для питья?”

“Да, Учитель, потому что в сосуде слишком мало воды”.

“А теперь допустим, что человек уронил кусок соли в реку Гангу. Как вы думаете, монахи, станет ли от этого Ганга солёной и непригодной для питья?”

“Нет, Учитель, потому что в реке Ганге огромное количество воды”.

“Точно так же и в случае с человеком, который совершил обычное дурное деяние, и в результате попадает в ад, другой человек, который совершает то же самое обычное дурное деяние, сполна пожинает его плоды уже в этой жизни, так, что не остаётся даже малейшего остаточного результата, не говоря уж о большом.

 

Теперь возьмём случай, когда некоего человека бросили в тюрьму за то, что он украл полмонеты, монету или сто монет. А другой человек, укравший такую же сумму, избежал тюрьмы.

Какого рода человек оказывается в тюрьме, украв полмонеты, монету или сто монет? Это человек бедный, не имеющий собственности, не богатый. Вот какого рода человек оказывается в тюрьме, украв полмонеты, монету или сто монет.

А какого рода человек не попадает в тюрьму, украв ту же сумму? Это человек богатый, влиятельный, зажиточный. Вот какого рода человек не оказывается в тюрьме, украв ту же сумму.

Точно так же и в случае с человеком, который совершил обычное дурное деяние, и в результате попадает в ад, другой человек, который совершает то же самое обычное дурное деяние, сполна пожинает его плоды уже в этой жизни, так, что не остаётся даже малейшего остаточного результата, не говоря уж о большом.

 

Или например торговец овцами или мясник – они могут наказать, посадить в тюрьму или как-либо ещё наказать одного человека, который украл у них овцу, а другого – не наказать.

Какого рода человека они накажут? Бедного человека, не имеющего собственности, не богатого.

А какого человека они не могут наказать? Правителя или министра, богатого, влиятельного, зажиточного. Вот какого человека они не могут наказать. Всё, что они могут сделать, это смиренно просить этого человека: “Пожалуйста, господин, верни мне мою овцу, или возмести её стоимость”.

Точно так же и в случае с человеком, который совершил обычное дурное деяние, и в результате попадает в ад, другой человек, который совершает то же самое обычное дурное деяние, сполна пожинает его плоды уже в этой жизни, так, что не остаётся даже малейшего остаточного результата, не говоря уж о большом.

 

Так что, монахи, если вы говорите: “Не важно, какой человек совершает деяние, результат одного и того же действия будет во всех случаях один и тот же”, то если бы это было так, святая жизнь не имела бы смысла, и невозможно было бы положить конец страданию.

А если вы говорите: “Результат деяния будет зависеть от того, что данный человек чувствует относительно этого деяния”, то в этом случае святая жизнь имеет смысл, и можно положить конец страданию.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.