Вопрос. Когда Будда разрабатывал предписания, учитывал ли он менталитет разных народов? Ведь нравственность – это изобретение человека, и она имеет много граней человеческих отношений и не имеет ничего общего с природой и окружающим миром. Даже сама жизнь Будды за счёт попрошайничества для него была естественной, а лично для меня сейчас такой способ проживания вызывает отторжение.

Ответ. “Попрошайничество” Будды и его учеников не имеет отношения к нравственным предписаниям.

В те времена в тех краях так было принято: существовала такая социальная группа – “духовные странники”, “отшельники”, “аскеты”, на языке оригинала – “самана”. Среди мирян считалось очень хорошим делом обеспечивать таких людей пищей и всем необходимым для жизни. Поэтому на практике это выглядело так: монах с чашей для подаяния подходил к дому какого-нибудь крестьянина или брамина, а там его уже ждали (т.к. происходило это всегда по утрам) и наполняли чашу едой. Взамен могли, например, попросить рассказать о Дхамме или спросить какого-то жизненного совета или благословения. Иногда еду просто выкладывали в специальном месте перед домом. После этого монах возвращался к себе и употреблял эту пищу. Иногда монаха или сразу нескольких монахов приглашали в какую-либо семью отобедать с ними.

Но в учении Будды нет требования жить именно так и тем более это никак не увязывается с нравственностью. Среди предписаний есть нравственное и дисциплинарное ядро, которое нужно исполнять строго обязательно. Есть также рекомендуемая часть, связанная с образом жизни, а в рекомендуемой части есть вариативная часть, которая может сильно меняться в зависимости от обстоятельств. Излишне буквалистское следование всем правилам и предписаниям не приветствовалось самим Буддой. Каждое правило в Дисциплине имеет строго практическое обоснование, даже нравственные заповеди.

Абсолютно неизменяемое ядро для всех буддистов – это пять предписаний и связанные с ними (производные из них) нравственные предписания. Именно этих правил придерживаются мирские последователи Будды. Остальное от них не требуется. По мере того как человек переходит от посвящения к посвящению в монашестве, он принимает новые и новые, более детализированные предписания. Но и эти пять нравственных предписаний настолько обязательны не потому, что нарушать их – “плохо”, а потому, что нарушение их делает технически невозможной практику пути Будды.

Когда буддизм оказывался в других условиях, вариативная часть менялась, иногда весьма значительно. Монахи в Китае или на Дальнем Востоке сами выращивают себе пищу или собирают её в лесу, например. Зачастую они сами производят и одежду (которая, кстати, совсем не такая, как было принято во времена  Будды и как она описывается в Винае, и ближе к традиционной местной одежде).

Поэтому, скажем, в российских реалиях, подозреваю, монахи вполне могли бы заниматься огородами и садами, разведением пчёл, кур ради яиц, и овец, коз и коров ради шерсти и молока, а также носить что-нибудь вроде телогреек-ватников и вязаных шапок. И всё это вполне вписывалось бы в вариативную, то есть изменяемую, часть Дисциплины.

Если бы они попробовали жить так, как жили первые монахи в Индии, то в российских условиях им пришлось бы не сладко. Между тем весь этот образ жизни имел одну цель: максимально расчистить жизненное пространство для практики, чтобы голова и время у человека не были заняты мыслями о том, как бы обеспечить семью, добыть средства к жизни и прочее. То есть на самом деле монах – это не тот, кто носит оранжевую одежду, а тот, чья жизнь полностью подчинена практике. И это подчинение может выглядеть в разных условиях по-разному.

При этом и в Сибири монахи соблюдали бы целибат, питались бы один раз в день (настоятельно рекомендуемая часть предписаний), не убивали бы животных ради пищи (обязательное предписание) и соблюдали другие предписания из числа рекомендуемых и вариативных, которые в принципе можно соблюдать в данных условиях.

Впрочем, в деталях Патимоккхи (свода правил для монахов) я не силён и могу тут ошибаться. Я исхожу лишь из того, что правила Винаи прежде всего разумны, и если какое-то правило в данных условиях неразумно, то, согласно духу учения Будды (а Будда сам завещал ставить дух прежде буквы), нужно изменить это правило так, чтобы оно пришло в соответствие с разумом.

Но даже касаемо пяти нравственных предписаний, здесь тоже во многом учитываются культурно-исторические реалии. Например, в предписании воздерживаться от неправильного сексуального поведения имеется в виду такое поведение, которое причиняет страдание кому бы то ни было. Некоторые виды сексуального поведения почти везде ведут к тому, что кто-то в результате пострадает. Например, это сексуальные отношения с людьми, находящимися на попечении родителей или государства. Однако некоторые виды сексуального поведения причиняют страдание людям в одних странах, но в других странах на это вообще не обращают внимания. Поэтому в первом случае такое поведение будет противоречить предписанию, а во втором нет.

То есть всегда нужно иметь в виду, для чего было введено то или иное предписание, в чём его практическая суть.

Строгое следование предписаниям

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Строгое следование предписаниям: 2 комментария

  • 27.06.2018 в 22:58
    Постоянная ссылка

    Вот насчет приема пищи раз в день у меня много вопросов.
    1) это не очень здоровый способ питания.
    2) в жарком климате может организму хватает покрыть потребности. А в сибирских морозах при возросших энергозатратах, просто не хватит калорийности рациона.

    Ответить
    • 28.06.2018 в 05:27
      Постоянная ссылка

      Ну если вы не монах, от вас соблюдать такой режим питания и не требуется. Конечно, это правило заточено под те условия в которых тогда жили все монахи. Ни морозов, ни физических нагрузок. Подаяния только по утрам, холодильников нет. Еду подают разную.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *