Основа духовного Пути – это

Нравственность

Основой духовной практики в буддизме является нравственность, Сила (санскр. Шила). Нравственность в буддизме не имеет отношения к морализаторству или неким гуманистическим идеалам. Это сугубо практическая дисциплина, подчинённая, как и весь Восьмеричный Путь, одной цели — освобождению от страдания. Всё очень просто: если мы нарушаем предписания Силы, мы создаём условия для порождения нездоровых состояний ума. Тем самым мы увеличиваем сумму страданий в своей жизни, создаём предпосылки для неблагоприятных обстоятельств — внутренних и внешних (т.е. камму/карму). Нам банально становится труднее медитировать и сохранять ясное и спокойное состояние ума. Иными словами, мы никогда не сможем сколько-нибудь продвинуться в практике, если будем регулярно нарушать правила нравственности.

5 Основных нравственных предписаний для мирян в буддизме:

1. Воздерживаться от умышленного причинения вреда живым существам.
2. Воздерживаться от воровства, т.е. от того, чтобы брать то, что не даётся нам добровольно.
3. Воздерживаться от вредоносной речи (в том числе и в интернете, и в переписке!) — лжи, злословия, грубых слов и высказываний, которые могут поссорить людей, а также от пустословия, в целом от речи, которая может кому-либо повредить (см. также алгоритм гармоничной речи).
4. Воздерживаться от сексуальной активности, которая может заставить других людей страдать — причём не только тех, кто непосредственно вовлечён в отношения. Сюда относится, например, сексуальная активность с человеком, уже имеющим пару, с человеком, живущим с родителями и находящимся под их опекой (как правило, здесь имеются в виду несовершеннолетние), и т.д.
5. Воздерживаться от употребления любых опьяняющих и притупляющих сознание веществ.

В суттах имеется и более подробное описание правил нравственности — речи, поведения и образа жизни. Например, несколько расширенный список из восьми правил включает в себя помимо вышеперечисленных ещё “не использовать украшения”, “не участвовать в увеселительных мероприятиях”, “не спать в роскошной постели”.

Впрочем, Бханте Вималарамси говорит, что мы сейчас практически никогда не спим в роскошных постелях по древнеиндийским меркам, а потому он заменил это правило на заповедь “быть доброжелательным ко всем живым существам”.

Во время ретритов мы соблюдаем эти восемь правил. 

Всё это, повторюсь, не является поводом для переживания вины. Если мы нарушаем эти правила, никто не будет грозить нам пальцем с небес. Мы просто получим последствия. Это полностью аналогично, скажем, тому, как если мы привыкли переходить дорогу без светофора. В этом случае когда мы попадаем под машину — это не наказание, а просто следствие неразумного поведения. Мы берём ответственность за своё поведение. Это значит, что следуя против Силы, мы должны сознавать возможные последствия и заранее быть готовыми принять их в полной мере, какими бы тяжкими они ни были.

Со временем нарушение правил Силы даже в мыслях становится для нас столь мучительным, что мы естественным образом начинаем этого избегать. Наш ум становится всё тише и чище, и это качественно новое, более благополучное состояние бытия. Нарушая правила нравственности, мы тем самым нарушаем этот внутренний покой и ясность. И это ОЧЕНЬ неприятно. Раньше это не было настолько заметно просто потому, что не с чем было сравнивать, ведь мы постоянно пребывали в неспокойном и мутном состоянии ума.


Ниже приведены отрывки из сутт, в которых освещается тема практики нравственности.

Амагандха Сутта (СНп 2.2) (фрагмент)

Ваттхупама Сутта (МН 7) (фрагмент)

Саллекха Сутта (МН 8) (фрагмент)

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.