Вопрос. В сутте МН14 Будда проводит связь между помрачениями и потаканием чувственным удовольствиям. Просмотр сериала – это чувственное удовольствие? Нужно ли отказаться от него?

Ответ. Посмотрим, что же именно Будда говорит в этой сутте.

В п. 5 читаем:

“Но когда я ясно увидел с правильной мудростью, как оно есть на самом деле, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, но больше страданий и отчаяния, и то, как велика опасность, заключённая в них, и при этом достиг радости и счастья вне чувственных удовольствий, вне помрачённых состояний или чего-то ещё более умиротворённого, нежели это, то я осознал, что меня более не привлекают чувственные удовольствия”.

То есть на пути мы проходим как бы две стадии. Первое – это интеллектуальное понимание пагубности потакания чувственным удовольствиям. Однако его одного мало. Мы можем воздерживаться лишь от самых грубых ошибок, описываемых пятью или восемью предписаниями, создавая условия, чтобы наш ум становился более спокойным.

Чтобы (и это второе) чувственные удовольствия потеряли для нас вкус, мы должны попробовать радости и счастья вне чувственных удовольствий и помрачённых состояний или чего-то ещё более умиротворённого, и тогда чувственные удовольствия перестают нас привлекать. Все эти влечения отваливаются сами собой.

Поэтому на конкретный заданный выше вопрос можно ответить так: нам, мирянам, нужно соблюдать пять предписаний, взращивать благотворные состояния ума с помощью Метта-Бхаваны и – ещё и ещё раз – Правильного Усилия, взращивать Осознанность – наблюдать, как работает наш ум, постепенно учась отпускать вовлечённость, цепляние, страстное желание, чувство и даже контакт, а в остальном просто не слишком злоупотреблять. И наступит день, когда мы увидим, что наш ум сам больше не привлекается к чувственным удовольствиям, что те ему не интересны. Это произойдёт очень естественно. Мы сами не захотим следовать за чувственными удовольствиями.

Это интересное состояние. Приятные вещи никуда не деваются, в целом. Но они теряют свой вкус, теряют свою приятность. Это не значит, что мы становимся апатичны, нет. Скорее мы открываем для себя глубинный, независимый ни от чего источник тонкой радости и внутреннего равновесия, по сравнению с которым любое другое удовольствие теряет свою заманчивость совершенно. Когда человек это обнаруживает, он даже иногда начинает испытывать беспокойство. Он привык, что какие-то явления вызывали в нём очень приятное чувство или, наоборот, сильное отторжение, – а теперь он вдруг не чувствует ничего!

Если же мы будем пытаться стать совершенством (как мы его себе представляем) до утверждения в этом новом состоянии, будем пытаться ограничить себя в чувственных удовольствиях, то мы ударимся в аскетизм – то, с чем полемизировал Будда в пп. 15-22. Здесь можно зайти очень далеко, ведь чувственным удовольствием пронизана вся наша жизнь. Мы ложимся вечером спать уставшие – это удовольствие. Мы, голодные, приступаем к трапезе – это удовольствие. Мы сели на стул вместо того, чтобы стоять – и это удовольствие! И мы неизбежно будем поддаваться всем этим удовольствиям, и это будет порождать неудовлетворённость, фрустрацию, новое напряжение, новое страстное желание.

Путь Будды не в том, чтобы избавиться от чувственных удовольствий, покончить с ними раз и навсегда. Путь Будды заключается в познании механизма работы ума и в опытном открытии глубинной радости бытия. Будда, например, декларирует, что есть страдание перемен. Это когда мы лишаемся того, что нам нравится. Но избавление от этого страдания не связано с избавлением от перемен. Подобные попытки были бы подобны борьбе с ветряными мельницами.

Избавление от страдания перемен связано с полным, полностью равностным их принятием. Такое принятие возможно, только если мы познаём радость и более тонкие состояния за пределами чувственных удовольствий. Поэтому наша задача как учеников Будды – именно в познании этой радости и этих более тонких безмятежных состояний. Для этого мы успокаиваем ум, мы расслабляемся, мы наблюдаем за тем, как работает ум, как внимание движется от явления к явлению. Путь Будды – это путь от радости к радости.

Борьба с чувственными удовольствиями

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *