В медитации мы проходим четыре стадии или области, каждая из которых связана с преобладанием определённых препятствий. Условно назову их – грубая, эмоциональная, фоновая и умственная. Эти стадии не отделены друг от друга сколько-нибудь чётко. В ходе одной сессии возможны многократные откаты в предыдущие области, кроме того, некоторые стадии могут проскакиваться быстро, но в целом имеет место процесс, в котором препятствия в медитации сменяются от более грубых к менее грубым. По мере практики более грубые стадии – телесная и эмоциональная – начинают играть всё менее значимую роль. Ниже я опишу каждую из этих стадий.

### 1-я стадия, грубая. ###

*Что происходит в сатипаттханах.* Первая сатипаттхана – грубые физические восприятия и желания. Вторая – приятные и неприятные переживания по поводу грубых физических восприятий и желаний. Третья – ум возбуждённый, апатичный либо сонливый. Четвёртая – все типы ниваран имеют место и могут наблюдаться в самом явном и грубом виде.

*Препятствия.* Неприятные физические ощущения, внешние звуки и другие подобные отвлекающие факторы, боль, чувственные желания. Кроме того – мысли о мирских повседневных делах.

*Что мы делаем.* У нас есть объект медитации. Мы придерживаемся его (не пытаясь фиксировать его силой, просто памятуя о нём). Если происходит полное отвлечение от объекта, так, что мы забыли о нём, применяем 6Р. Во всех остальных случаях, т.е. когда есть отвлечение, но объект медитации не теряется из поля внимания, просто игнорируем это отвлечение.

*Особые случаи.* Если препятствие особенно сильно, мы прибегаем к специальным методам. Это, например, медитация на отвратительном (в случае чувственных желаний), или медитация на элементах (в случае непреодолимых отвлечений, связанных с физическими ощущениями).

### 2-я стадия, эмоциональная. ###

*Что происходит в сатипаттханах.* Первая сатипаттхана – напряжения в теле, связанные с острыми эмоциями. Вторая – острые эмоции, чаще всего негативные. Третья – ум чаще всего возбуждённый. Четвёртая – имеют место навязчивые мысли на эмоционально значимые темы о прошлых или предполагаемых будущих событий.

*Препятствия.* Внимание постоянно уносится эмоционально значимыми темами. Мы ощущаем гнев, тревогу, страх, беспокойство, алчность и так далее.

*Что мы делаем.* У нас есть объект медитации. Мы придерживаемся его (не пытаясь фиксировать его силой, просто памятуя о нём). Если происходит полное отвлечение от объекта, так, что мы забыли о нём, применяем 6Р. Во всех остальных случаях, т.е. когда есть отвлечение, но объект медитации не теряется из поля внимания, просто игнорируем это отвлечение.

*Особые случаи.* Если препятствие особенно сильно и навязчиво, мы прибегаем к специальным методам. По большей части это медитация прощения/принятия.

### 3-я стадия, фоновая. ###

*Что происходит в сатипаттханах.* Первая сатипаттхана – тело вполне спокойно, чувственные желания не беспокоят, мирские мысли тоже. Вторая – преобладает нейтральное состояние. Третья – ум чаще всего рассеянный, тупой, возможно сонливый (сонливость менее грубая, чем на первой стадии). Может присутствовать подавленность или тонкая возбуждённость. Общее ощущение от состояния ума – он словно глухая железобетонная стена или что-то иное, ассоциирующееся с унылой серостью. Четвёртая – множество мелких нейтральных трудно дифференцируемых мыслей, текущих непрерывным потоком.

*Препятствия.* Препятствием является само это глухое состояние ума, которое плавает между тонкой возбуждённостью и тонкой сонливостью. Главная трудность состоит в том, чтобы распознать, что в данный момент мы барахтаемся именно на этой стадии. Можно сказать, что такой фон это тонкое эмоциональное состояние, когда отдельных эмоций вроде бы не видно, но пелена своего рода “настроения” покрывает весь ум сплошным фоном. Необходимо научиться различать его.

*Что мы делаем.* У нас есть объект медитации (см. следующий абзац). Мы придерживаемся его (не пытаясь фиксировать его силой, просто памятуя о нём). Если происходит полное отвлечение от объекта, так, что мы забыли о нём, применяем 6Р. Во всех остальных случаях, т.е. когда есть отвлечение, но объект медитации не теряется из поля внимания, просто игнорируем это отвлечение.

*Особые случаи.* Весь этот пункт это своего рода особый случай. Здесь необходимо сознательно культивировать светящееся состояние ума, которое может выражаться в различных вариантах – и как буквальное ощущение распространение свечения внутри и вовне нас (интенсивность не принципиальна), и как, например, внутренняя улыбка. Именно это “свечение” и необходимо брать в качестве объекта медитации, который был упомянут в предыдущем абзаце. Если мы занимаемся по методу Брахма Вихара Бхавана, то это происходит совершенно естественно, и таким “свечением” являются сами Брахма Вихары. Но если мы занимаемся, скажем, с опорой на дыхание, нужно специально уделить внимание тому, чтобы “радовать ум” свечением.

### 4-я стадия, умственная. ###

*Что происходит в сатипаттханах.* Первая сатипаттхана – тело не ощущается. Вторая – преобладает полное спокойствие и как бы неподвижность ума, подобная подземному озеру. Третья – ум ясный и спокойный. Однако, может иметь место (и как правило, поначалу так и есть) как бы тонкая мутность. Четвёртая – мы имеем возможность наблюдать появление и исчезновение мельчайших явлений ума. Время от времени возможно появление сноподобных или полных отключений восприятия, что является нормальным.

*Препятствия.* Препятствием является тонкая мутность ума, которую необходимо научиться распознавать и соответственно усиливать осознанность и ясность до максимума с помощью Семи Факторов Пробуждения.

*Что мы делаем.* Объектом медитации на этой стадии является спокойный ум, подобный подземному озеру. Мы придерживаемся его (не пытаясь фиксировать его силой, просто памятуя о нём). Если происходит полное отвлечение от объекта, так, что мы забыли о нём, применяем 6Р. Во всех остальных случаях, т.е. когда есть отвлечение, но объект медитации не теряется из поля внимания, просто игнорируем это отвлечение.

*Особые случаи.* В качестве особых мер в данном случае используются Семь Факторов Пробуждения.

****

Главная опасность для человека, использующего данную схему, состоит в попытках “провести себя” по этим стадиям. Нужно помнить, что всё вышеописанное происходит естественным путём. Наша задача – лишь распознать, какая стадия имеет место в данный момент, и соответствующим образом скорректировать свою практику. Всё, что происходит в результате – мы принимаем как есть.

Можно также заметить, что в основном инструкции, кроме особых случаев, сводятся к тому, чтобы мягко памятовать об объекте медитации, и, если происходит полное отвлечение от него, применять 6Р. Это важно. Не следует пытаться насильно что-то изменить. Не нужно пытаться избавиться от препятствий. Например, на третьей стадии мы просто мягко памятуем о “свечении”, не пытаясь разогнать свинцовую хмарь серого состояния.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.