Вопрос. Правильно ли я понимаю, что осознанность можно назвать дискретным, периодически запускаемым процессом обращения того же внимания на то, куда было обращено внимание до осознания? Если так, то получается в момент осознания мы фактически выполняем 1й и 2й шаг 6Р – распознаем и отводим внимание? А по-настоящему непрерывная осознанность – это осознанность осознанности, то есть зацикленность?

Ответ. Осознанность это одно из самых неправильно понимаемых понятий в буддизме. Изначально оно обозначается словом “сати”, которое этимологически происходит от понятия “память”. Иными словами сати это не столько осознанность в современном понимании по типу “осознавай как ходишь, ешь, думаешь”, сколько ПАМЯТОВАНИЕ. Памятование о чём? О том, чтобы применять практику. Не-забывание применять практику.

Например, если какому-нибудь верующему сказали постоянно повторять имя Бога, где бы он ни находился, то сати здесь будет заключаться в том, чтобы не забывать это делать. Если говорить о самма-сати, то есть о гармоничном памятовании как ему учил Будда, то речь идёт о памятовании о том, чтобы наблюдать за тем, что происходит в уме и о том чтобы применять 6Р, Гармоничное Усилие.

Поэтому в Восьмеричном Пути Гармоничное Усилие идёт перед Гармоничным Памятованием: мы применяем Гармоничное Усилие и тем самым тренируем (через использование) Гармоничное Памятование.

Отводим внимание мы скорее в тот момент когда переводим его на расслабление (3-й шаг).

Вопрос. Тут у меня больше вопрос про связь осознанности и внимания. Обычно у нас внимание направлено на какой-то из 6 каналов, осознание того, куда направлено внимание забирает это самое внимание на себя? Или осознанность это что-то над или вне внимания?

Ответ. Памятование (буду употреблять этот термин) направляет внимание на ту или иную (в данном случае, связанную с практикой) область. То есть это как бы над-внимание, или, можно сказать, мета-внимание.

Аналогия здесь может быть приведена такая: допустим, мы сидим на берегу ручья, из которого периодически выскакивают рыбины, которых нам надо перехватывать в полёте, чтобы они не вернулись обратно в воду. процесс перехвата – это правильное усилие, а незабывание об этой задаче, незабывание о том, что необходимо направлять внимание на ручей – это правильное памятование. Постепенно туесок с рыбой наполняется – так мы получаем правильную собранность ума, то есть вступаем в джхановые состояния.

 

Осознанность или памятование

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:        

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *