Вопрос. Что говорит учение о детях? В том плане, как наличие или отсутствие детей влияет на прохождение пути? Увеличивает ли заслуги рождение детей или уменьшает или никак не влияет? Отличается ли проявление любящей доброты к детям и к людям вокруг? Хорошо ли то, что мы способствуем рождению существа в этом мире страдания?

Ответ. Насколько я знаю, Будда нигде не высказывался в том плане, что иметь детей это в каком бы то ни было смысле плохо. Некоторые его ученики-миряне рождали детей даже после того, как обрели начальные стадии пробуждения.

С другой стороны, надо понимать, что во времена Будды концепция семьи и, соответственно, воспитания детей была в значительной степени иной, нежели сейчас. В наши дни родители фактически остаются лицом к лицу с ребёнком (иногда при наличии некоторой помощи со стороны бабушек, реже дедушек). Во времена Будды семья всегда представляла собой целый клан, в котором жило одновременно 3-4 поколения со всеми братьями, сёстрами, их женами и мужьями. Плюс у аристократов были люди подчинённые, а также учителя и воспитатели. То есть родительство и вообще семейная жизнь в то время сильно отличались от того, что мы имеем сейчас. Поэтому во многом нам сейчас приходится думать самим, не имея готовых решений.

Монах оставляет мир примерно из тех же соображений, из которых, скажем, математик полностью удаляется от мира, чтобы ничто не отвлекало его от работы над интересующей его проблемой. То есть монашество в буддизме, изначально, предназначено для того, чтобы создавать идеальные условия для практики и воспроизведения Дхаммы. Естественно, при этом монах отказывается от деторождения, поскольку к ребёнку человек обычно испытывает наиболее сильную привязанность и на уход за ребёнком требуется много сил, времени, внимания.

Тем не менее, мирская жизнь и родительство не исключают практику Дхаммы, хотя и накладывают на неё свою специфику. Попробую ниже рассмотреть деторождение в разных его аспектах.

Сейчас популярна теория о том, что родители не должны полностью подчинять свою жизнь ребёнку, и отчасти это верно, но правда жизни состоит в том, что мы способствуем приходу в мир нового существа, которое поначалу беспомощно, и мы за него в ответе. Поэтому если до того мы посвящали разным приятным и интересным лично нам делам n% времени, то после рождения ребёнка мы будем вынуждены уделять х% времени ребёнку, и (n – x) зачастую будет оказываться отрицательной величиной, и как правило будет происходить так, что n → 0. В общем, родив ребёнка, вы перестаёте себе принадлежать, во всяком случае на среднесрочную перспективу. Вы уже не сможете жить так же вольно и беспечно, как раньше. Это просто факт. То есть сознательное рождение ребёнка может рассматриваться как акт самоотвержения. С другой стороны, это прекрасная возможность научиться ценить каждую секунду свободного времени.

Кроме того, было бы ошибкой рассматривать деторождение как инвестицию. Есть намного более выгодные и разумные области для инвестиций. Мы рождаем новое, независимое существо, которое фактически не должно нам ничего и никоим образом нам не принадлежит, зато мы обязаны оберегать его и, кроме того, вынуждены регулярно пытаться на него повлиять, а поскольку воля этого человека от нас не зависит, то воспитание становится источником постоянного беспокойства для нашего ума. Иными словами, в наше время нет ровно никакой выгоды в том, чтобы рождать детей.

Родительство это вызов, это работа, и прежде всего – работа над собой. Все наши слабости и недоработки тут же выплывают на поверхность, и это сильно отрезвляет и даёт обширное поле для самосовершествования. Эта работа над собой (которую, впрочем, большинство людей, будем откровенны, делают кое-как), безусловно находится в русле Дхаммы.

Другой момент: родительство это также огромное поле возможностей для практики любящей доброты и сострадания. Если рассматривать это в таком ракурсе, то, рождая ребёнка, мы поступаем в настоящий университет Дхаммы.

Тот, кто научится сохранять самообладание, дружелюбие, понимание, сострадание и не-цепляние, общаясь с ребёнком – одной ногой будет уже за пределами сферы желаний.

Ко всему перечисленному нужно добавить и вот что: участие во взрослении ребёнка это источник одновременно радости и скорби. Радостью является видеть, как формируется новая личность, как она познаёт мир. Если у вас есть склонность к психологическому исследованию, родительство предоставляет для этого огромный материал. Но родительство так же и скорбь, потому что страдания, испытываемые ребёнком, его ошибки и несчастья, переживаются вами особенно остро – острее, чем по отношению к любому другому человеку. Будда сказал, что близкие люди – это источник страдания. И это особенно верно по отношению к детям.

Хорошо ли то, что мы способствуем рождению нового существа в этом мире? Согласно традиции, если существо готово родиться, то оно родится, если не от нас, то от других родителей. При этом, конечно, разум и сострадание призывают нас смотреть, в какие условия мы помещаем новое существо. Если мы производим новых и новых детей, и условия – как материальные, так и психологические – становятся из-за этого всё хуже, то это вряд ли можно назвать ответственным поведением.

Кроме того, традиция говорит, что для начала практики Дхаммы именно человеческая жизнь (да ещё и с соответствующими родителями) даёт наилучшие возможности. Так что, если мы рождаем ребёнка именно с таким посылом – дать ему шанс отыскать путь к освобождению, шанс стать лучше, шанс родиться в разумной и любящей семье – то это будет безусловно благотворный акт. Здесь вообще главную роль играет именно наше намерение.

Дополнительный фактор, который можно принять во внимание, заключается в том, что “добавляя” в этот мир ещё одного (или больше) адекватного человека – а вероятность того, что у разумных родителей и дети будут разумнее среднего уровня, велика, – мы делаем этот мир более гармоничным местом. Иными словами, будет лучше, если хороших людей будет больше.

И тем не менее, здесь невозможно рекомендовать становиться или не становиться родителями. Здесь нет однозначно и для всех правильного решения. Если вы, учитывая вышесказанное, готовы к тому, чтобы прыгнуть в эту пропасть, и этот акт чистого созидания вызывает у вас энтузиазм, дерзайте. Это, возможно, лучшее, что может сделать мирской человек именно как мирской человек. Но при этом, в деторождении нет никакой необходимости, в том числе и с точки зрения Дхаммы.

Замечу так же, что примечателен сам факт, что у вас в принципе есть возможность выбирать и взвешивать в этом вопросе. Выбирать и взвешивать – прыгать ли в эту самую пропасть. Многие просто в какой-то момент обнаруживают себя уже, так сказать, в полёте.

 

Деторождение

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *