Вопрос. Часто для преодоления гнева советуют поколотить что-нибудь вроде подушки и тогда, мол, полегчает. Что можно сказать об этом методе с точки зрения буддистского учения?

Ответ. Практика “битья подушки” – это по сути не что иное, как практика гнева. Мы практикуем гнев. Мы тренируем ум испытывать гнев. Можно с уверенностью сказать, что при регулярной практике такого рода человек лишь будет становиться ещё более гневливым, будет заводиться с полоборота. Возможно, будут возникать и проблемы со здоровьем. Говорю предположительно, поскольку не знаком с исследованиями результатов подобной практики.

А если при этом на месте подушки мы ещё и представляем обидчика, то мы практикуем не просто гнев, но и ненависть. Мы не станем относиться к этому человеку более спокойно, более терпимо. Мы не можем испытывать любящую доброту к тому, кого с яростью избиваем, пусть даже понарошку.

Точно так же бесперспективными будут попытки подавить гнев по принципу “я не должен и не буду испытывать гнев”. Мы не можем управлять появлением этих состояний, раз они уже появились. Мы лишь будем усиливать в себе напряжение (и опять же Страстное Желание), что рано или поздно выльется в виде того или иного кризиса.

Не получится также и простое сдерживание проявлений гнева. То есть когда внутри мы сердимся, но внешне сохраняем спокойствие и контролируем поведение. Мы либо не сможем это сделать, по крайней мере в определённых ситуациях – и тогда взрыв нашего гнева будет ужасен, – либо такая практика приведёт опять же к росту внутреннего напряжения, а значит, и к новым проблемам. Если по каким-либо причинам самоконтроль наш будет полностью купировать все проявления гнева, то проблемы будут иметь место в виде разрушения здоровья – физического или психического.

Гнев, ненависть, ярость – это нездоровые, страстные состояния. Они однозначно связаны со Страстным Желанием, а значит, ведут к увеличению страдания. Реальная альтернатива такому нездоровому состоянию – состояние здоровое, любящая доброта. Иными словами, речь идёт о том, что необходимо переобучить ум, научить его испытывать вместо нездоровых состояний здоровые.

Именно этому учит Правильное Усилие, сформулированное Буддой таким образом:

“И что такое, монахи, правильное усилие? Вот, монахи,

Монах порождает здоровое желание, прилагает усилие, направляет ум к невозникновению невозникших нездоровых явлений ума. 
Он порождает здоровое желание, прилагает усилие, направляет ум к отбрасыванию возникших нездоровых явлений ума. 
Он порождает здоровое желание, прилагает усилие, направляет ум к возникновению невозникших здоровых явлений ума. 
Он порождает здоровое желание, прилагает усилие, направляет ум к поддержанию возникших здоровых явлений ума, к их неугасанию, увеличению, разрастанию, реализации посредством развития”.

Практическим воплощением Правильного Усилия является метод 6Р. Об этом можно, например, послушать в лекции, посвящённой Внутреннему Деланию в пути Будды.

Избиение подушки

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *