Секулярный буддизм

Наконец, скажем пару слов о новой вариации на тему буддизма, называемой секулярным буддизмом. Здесь преподаются лишь те части учения, в которых мы можем убедиться сами, не прибегая к вере. Например, прошлые жизни не рассматриваются, потому что мы их не видим и не можем вспомнить здесь и сейчас. (Хотя на самом деле некоторые ученики вспоминают свои прошлые жизни; также существует целая отрасль гипнотерапии, в которой производится регрессия в глубокое прошлое, применяемая для объяснения тех или иных психологических проблем, возникающих у нас как последствия событий, предшествующих нашему нынешнему рождению.)

Создаётся впечатление, что в своей чистейшей форме секулярный буддизм пытается удалить из буддизма самого Будду. Он предлагает искажённое понимание осознанности как своего рода психотерапевтического инструмента для исцеления от стресса и депрессии. А где же Ниббана? Где глубокие прозрения в непостоянство и не-личностность?

Секулярный буддизм избегает буддистских концепций, потому что они кажутся загадочными и не связаны напрямую с решением личностных проблем. Как я уже говорил, существует даже журнал об осознанности с одноимённым названием, в котором не содержится ни малейших ссылок на Будду. Все палийские термины убраны. Нет никаких упоминаний о высшем понимании или просветлении. Осознанность превратилась в ещё один инструмент, который добавили к набору психотерапевтических техник. Это размывание буддизма.

Другое производное от буддизма — нью-эйджевская практика медитации, известная также как Веданта. Это философия и практика, базирующаяся на индуистской традиции. Знаменитые её представители— Рамана Махарши, Экхарт Толле и Адьяшанти. Практика фокусируется на наблюдении всего, что возникает в настоящий момент, без попыток контролировать или анализировать. Просто позволяя быть тому, что есть, и предоставляя тем самым уму возможность успокаиваться и становиться глубже.

Такая медитация может быть вполне полезна до некоторой степени. Она определённо разворачивает вашу практику от попыток “изо всех сил” получить некое переживание к простому наблюдению. Вы позволяете происходить тому, что происходит, вплоть до точки, когда вы спрашиваете: “Кто медитирует?” и “Чего ты пытаешься достичь?” Это первый шаг к тому, чтобы отпустить “управителя”.

Подразумевается, что по мере погружения вглубь и замедления активности ума вы, в конце концов, начинаете видеть лежащую в основе всего “сущность”, или “дух”, что Экхарт Толле именует как “священное”. Поскольку шаг расслабления — основа TWIM — здесь не практикуется, вы не поймёте, как расслабить умственное сжатие и пойти ещё глубже. Но только так вы можете выйти за пределы того уровня, где человек ещё может думать, что остался некий вечный дух, к ещё большей глубине и, в итоге, к самой основе или началу ума как такового.

И вы действительно можете попасть туда, если знаете как. Таким образом, вы увидите, что тут нет ничего, кроме ещё более тонких явлений. И даже они в итоге остаются позади, когда происходит полное прекращение ума. То, о чём говорят в Веданте, — это вариация на тему веры в душу или Высшее Я. Но когда ваш ум едва движется и вы при этом способны наблюдать с мощной осознанностью, вы не увидите ничего, подобного душе или Высшему Я, — лишь моменты возникающего и исчезающего сознания в нескончаемом не-личностном потоке.

Практический путь к Ниббане

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *