Чувство — это не чувства

Давайте остановимся здесь на минуту и поговорим об Опоре, называемой Чувством. Нужно пояснить, что мы здесь говорим именно о Чувстве, а не о чувствах. В суттах совокупность “Чувство” (ведана) фигурирует в единственном числе. Это просто ощущение и прилагаемая к нему чувственная “окраска”. Чувство как таковое, не более того. Самое важное свойство его состоит в том, что оно может быть либо приятным, либо болезненным, либо ни приятным ни болезненным.

Под “чувствами”, с другой стороны, обычно понимают некие эмоциональные состояния, и это означает, что к ним примешивается страстное желание. Если вы смотрите на человека, которого находите привлекательным, и возникает приятное чувство, с высокой вероятностью возникает и влечение. Приятное чувство с вожделением (“мне это нравится”) — это то, что мы называем “эмоциями” (“привычка”, “вовлечённость” — бхава). Эмоция может быть охарактеризована как приятное чувство или желание, которое принимается личностно. Это чувство в соединении с отождествлением, персонализацией и известно, в конечном итоге, как “чувства” во множественном числе.

Например, “любовь”, если о ней говорят в романтическом смысле, — это не любящая доброта. Этот вид любви во взаимоотношениях имеет намного большее отношение к состоянию аффектации или увлечения и содержит в себе страстное желание.

Любящая доброта — это чистое не-личностное состояние, искреннее пожелание другому быть счастливым. Любящая доброта может перейти в сострадание, если она направлена на кого-то, кто пребывает в страдании. Она никогда не оборачивается ненавистью или грустью. Она никогда не принимается личностно. Это не “чувства”, это просто чувство.

Будда трактовал “чувство” как всё, что чувствуется; другими словами, в его интерпретации это любой умственный или физический опыт, который мы чувствуем. Он выделял три разновидности чувства: приятное, неприятное и ни приятное ни неприятное (нейтральное). Он НЕ использовал слово “ощущение”. Он не делал различий — имеет ли место ощущение жара, или ощущение жёсткости, или какой это вкус — манговый или банановый.

Почему именно такая трактовка важна? Потому что чувство ведёт к страстному желанию. Состояния страстного желания — “мне нравится это” или “мне не нравится это” — зависят от чувства и возникнут в нетренированном уме, если не будут быстро отпущены. Ум в состоянии “мне это нравится” переходит к размышлениям о том, почему вам это нравится и когда же вы снова получите это. С появлением таких мыслей ваш ум начинает блуждать и уходит от объекта медитации.

Это — нездоровое состояние ума, в котором можно видеть возникновение Пяти Совокупностей. Ум становится мутным от страстного желания, ведущего к думанию и прокручиванию в голове разного рода историй. Как мы отпускаем процесс разворачивания страстного желания и что такое чистый ум, свободный от страстного желания? Следующую главу мы посвятим этому освобождённому состоянию и тому, как оно возникает.

Речь пойдёт о стадиях продвижения, которые Будда называл джханами. Мы посмотрим на них сквозь призму текстов сутт, а также увидим, как с течением времени изначальное значение этого понятия стало искажаться.

Практический путь к Ниббане

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *