Вопрос. Почему вы говорите, что спорить с учителем – плохая карма?

Ответ. Начнём с того, что в принципе спорить с человеком, который на это не подписывался – плохая карма, ведь мы тем самым крадём у него время и внимание, то есть нарушаем второе предписание самым злостным образом. Схожим образом, не стоит давать непрошеные советы, если только это не что-то совершенно критичное – но и тогда делать это нужно очень взвешенно.

Спор также не стоит путать с полемикой или дискуссией. Полемика это встреча сторон, заранее имеющих цель обсудить некий вопрос и чьи позиции не схожи. Дискуссия – просто обсуждение некоего вопроса. При этом обсуждение ведётся по определённым правилам. Каким именно – рекомендую ознакомиться, скажем, с книгой “О теории и практике спора” (на самом деле – именно полемики) С.И.Поварнина.

Далее. Спор с преподавателем (в любой области) ещё менее уместен, поскольку преподаватель изначально, пока он остаётся в этой роли, исполняет функцию передачи знания, а не переубеждения кого-либо в чём-либо. Также неуместно и высказывание собственного мнения, если вас специально об этом не спросили.

Поэтому правильное поведение в этом случае такое: если вам что-то не понятно, вы задаёте вопрос. Преподаватель отвечает. Здесь возможны два варианта: 

  1. Вы с преподавателем не согласны – и тогда вы молчите и либо продолжаете обучение, отложив своё несогласие, либо ищете другого преподавателя.
  2. Вам всё ещё что-то не понятно – и тогда вы задаёте уточняющие вопросы.

При этом надо понимать также, что возражения и даже агрессия могут иметь форму вопросов.

И наконец, что касается преподавателя Дхаммы – здесь ситуация ещё более отчётливая. Преподаватель ответил на ваш вопрос и вы возражаете или открыто не согласны. Почему? Опять же – возможны два варианта:

  1. Вы считаете преподавателя как минимум равным себе по компетентности, и тогда это проявление тщеславия.
  2. Вы настолько эмоционально вовлечены в вопрос или ваш ум настолько возбуждён, что вы не можете удержаться чтобы не возразить. И тогда проблема в вас, в вашем страстном желании и цеплянии, а не в преподавателе и не в обсуждаемом вопросе (собственно, проблема в вас в обоих случаях).

В случае с преподавателем Дхаммы нарушение второго предписания оказывается особо тяжёлым в плане кармы, поскольку вы отбираете время у человека, преподающего не алгебру или кулинарию, а нечто, мягко говоря, более важное.

Надо сказать, старые учителя, и Бханте Вималарамси в том числе, зачастую очень жёстко реагировали и реагируют на попытки спорить с ними в плане Дхаммы и практики. Они в таких случаях просто указывают на дверь. И действительно, какими бы продвинутыми практикующими мы себя ни считали, если мы пришли к преподавателю – мы должны вести себя соответствующим образом, иначе возникает вопрос – зачем мы пришли? Не говоря о том, что тем самым мы создаём на свою голову очень тяжёлую карму.

О возражениях

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *