Вопрос. Мне показалось почему-то важным, что Будда постоянно оперирует понятием «благородный» (и, соответственно, «неблагородный»). Нет ли в этом аристократического высокомерия?

Ответ. Сначала обратимся к этимологии. То, что переводится как «благородный», в оригинале звучит как «арья». Слово «арья» означает «благородный, знатный, свободный».

Изначально арья – это племена, вторгшиеся в Северную Индию, за несколько веков до Будды. Это была довольно воинственная, технологически сравнительно развитая культура. Арийские племена подчинили местные автохтонные народы и заняли господствующее положение.

Ко времени Будды этим словом обозначали свободных людей – тех, кто занимался умственными занятиями и богослужением, управлением страной, войной, крупной торговлей, кто обладал собственностью и был членом благородного клана. То есть, как сказали бы сейчас – духовная, интеллектуальная, административная, военная и финансовая элита. Этнически, это, конечно, были люди, имевшие как раз происхождение из тех самых арийских племён, отличавшиеся от остальных даже внешне: они имели более светлую кожу и выраженные европеоидные черты лица. Всё это позволяло местным идеологам утверждать врождённое превосходство ариев.

Будда и большинство его учеников (но не все) и сами были из ариев. Однако Будда трактовал понятие «благородства» в корне иначе, чем это было принято тогда. Благородным, говорил Будда, человека делает не происхождение, а поступки – физические, словесные и умственные.

Соответственно поступки вульгарные*, низкие – не благородны («анарья»). То есть Будда, говоря, скажем, о необходимости соблюдать то, что мы называем нравственными предписаниями, апеллировал к тому, что нарушение этих предписаний – вульгарно, низко, не благородно. Так поступает человек низких качеств. Благородный человек так не поступает. Благородный ученик стремится так не поступать.

Воровать или грабить – это не «плохо» или «запрещено», а именно низко, неблагородно, вульгарно. Болтать, злословить, сплетничать, лгать – низко, неблагородно, вульгарно. Прелюбодействовать – низко, неблагородно, вульгарно. Употреблять опьяняющие вещества – низко, неблагородно, вульгарно.

И что интересно – убивать и причинять вред – тоже низко, неблагородно, вульгарно. Охотой занимались только люди самых низших сословий. Войной занимались кхаттии/кшатрии – люди из касты воинов. Брахманы – люди умственного труда и духовная элита – избегали убийств, даже на войне. Когда человек становился свободным философом и уходил в леса, он переставал убивать даже если до того был воином.

Это удивительно точный нравственный критерий: всякий раз, когда мы видим, что какое-либо наше поведение вульгарно, «каквсешно», неблагородно, такое поведение совершенно точно не стоит того, чтобы его практиковать. Вас задели и вы вышли из себя, накричали в ответ? Это низко. Так поступает лишь человек низких качеств, тот, кто не воспитывает себя. Вы злословите, прибегаете к демагогическим манипуляциям? Это вульгарно. Вы не умеете думать и не стремитесь учиться? Это неблагородно. Вульгарно – думать о других плохо. Вульгарно стремиться захапать себе лучший кусок и цепляться за “моё”. Вульгарно делить людей на “наших” и не наших. Вульгарно считать какую бы то ни было концепцию истинной, а иные – ложными. Более того, аскетизм – вульгарен, как и потакание чувственным желаниям. И так далее.

И вот человек низких качеств влачит жизнь, насыщенную страданием, которое он причиняет себе и другим.

Учение Будды называли – при его жизни – учением Благородных, именно поэтому. Человек, следующий этому Учению, выходил из «каквсешности», он воспитывал в себе благородство в самом рафинированном смысле: гармоничное, соразмерное развитие нравственности, доброты и милосердия, саморефлексии и умственных способностей и, наконец, глубочайшего философского созерцания, приводящего в итоге к фундаментальной перестройке всего процесса мышления вплоть до самых его основ, что вело к освобождению даже от самих причин, благодаря которым страдание возникает.

Да, Будда постоянно оперирует понятием “арья”. Изложение своего Учения Будда сформулировал в виде четырёх истин или фактов («сачча» или «сатья» – на пали и санскрите соответственно), и обозначил эти факты как “арья”. Это факты, которые становятся объектом философского созерцания человека, идущего по пути Благородных.

Четвёртым фактом является путь к достижению освобождения от страдания, и он тоже «арья». Этот путь включает восемь пунктов, и каждый из них обозначен как «самма», что можно перевести как «гармоничный, соразмерный, умелый». Например, египетские пирамиды в этой терминологии тоже «самма». Отсюда можно заключить, что понятие «арья» в трактовке Будды также неразрывно связано с этой гармоничностью, соразмерностью, умелостью. Именно отсюда возникает и знаменитая парадигма Срединного Пути.


* Этот термин в данном применении я впервые услышал у А.М. Пятигорского.

Благородство

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *