Что Будда говорит о Ниббане.  «Освобождение ума посредством мудрости, вне помрачений, с разрушением всех помрачений» (МН 12.37). «Ниббана глубока, её трудно увидеть и трудно понять… она недостижима простым рассуждением» (МН 26.19). И так далее в таком духе. Будда постоянно говорит о Ниббане как о полном прекращении воспроизводства помрачений. Более того, сплошь и рядом о Ниббане говорится как о счастье.

Откуда же пошло представление о том, что Ниббана – это полное прекращение всего, окончательная аннигиляция существования?

  1. Несколько раз встречается утверждение, которое переводится на русский как «прекращение существования». Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что на языке оригинала это выражение звучит как «бхава ниродха». “Ниродха” – это прекращение, а “бхава” – это элемент Зависимого Возникновения, который переводится по-разному: существование, становление, привычка. Трактовать его в лоб как «существование вообще» явно не верно, учитывая все остальные связанные с Ниббаной утверждения, которые можно найти в суттах. Скорее, имеется в виду бхава, как её интерпретирует Бханте Вималарамси: помрачённые ментальные привычки, приводящие к рождению того или иного действия (и в конечном итоге, к перерождению из жизни в жизнь), поскольку именно эта интерпретация согласуется с другими утверждениями Будды. Иными словами, в первоисточнике имеется в виду не полная и окончательная аннигиляция, а прекращение помрачений, полное и окончательное разрушение воспроизводства цепи Зависимого Возникновения.
  2. Другой пример, который приводится в подтверждение версии о Ниббане как окончательном прекращении всего, это известный эпизод, в котором на вопрос некоего человека, остаётся ли что-то после Ниббаны, Будда приводит аналогию: если мы задуем пламя свечи, останется ли что-то от этого пламени? Современный человек ничтоже сумняшеся мысленно отвечает: «Ничего не остаётся». Однако в сутте собеседник вместо ответа благодарит Будду за доступный и понятный ответ. Итак, этому человеку ответ Будды был понятен и вполне очевиден. Но совпадает ли понимание собеседника Будды с нашим современным пониманием? Приведём лишь два соображения. Во времена Будды пламя считалось сочетанием двух факторов – света и тепла. Когда пламя гаснет, свет исчезает, а тепло… не исчезает. Оно лишь рассеивается по пространству, тогда как в пламени оно было сосредоточено в одной области. Итак, для того человека ответ Будды как минимум звучал так: «Исчезает лишь яркое, жгучее, то, что сосредотачивает тепло в одном месте». Что же это такое – яркое и жгучее? А Будда не раз говорил об этом. Он постоянно сравнивал некое явление с огнём, который жжёт и не даёт покоя. Что это за явление? Это – Страстное Желание. Например, есть сутта, посвящённая этой теме, которая называется «Сутта Огня». В ней Будда прямо говорит о помрачениях как об огне. Однако это лишь пример, далеко не единственный.
  3. Само слово Ниббана выбрано Буддой явно не случайно. В качестве цели духовного пути этот термин не использовался до него никем. Обычно использовалось слово «мокша» («моккха») – “освобождение”. Но само слово «ниббана» отнюдь не было придумано Буддой. Оно было вполне расхожим, но в быту. Означало оно угасший огонь: «ни» – нет, «бана» – огонь. «Нет огня». Что имел в виду Будда под огнём, мы сказали выше. В связи с этим ответ Будды про погасшее пламя оказывается вдвойне символичным.

См. также здесь

Ниббана
Метки:

Ниббана: 7 комментариев

  • 22.12.2016 в 06:48
    Постоянная ссылка

    Еще ты не написал про Удану, гл. 8. Там тоже много в пользу полного прекращения 5 совокупностей.

    “Atthi, bhikkhave, tadāyatanaṃ, yattha neva pathavī, na āpo, na tejo, na vāyo, na ākāsānañ­cāyata­naṃ, na viñ­ñā­ṇañ­cāyata­naṃ, na ākiñ­cañ­ñā­yatanaṃ, na neva­saññā­nā­sañ­ñāyata­naṃ, nāyaṃ loko, na paraloko, na ubho candimasūriyā”
    ud 8.1

    “Abhedi kāyo nirodhi saññā,
    Vedanā sītibhaviṃsu sabbā;
    Vūpasamiṃsu saṅkhārā,
    Viññāṇaṃ atthamāgamā”ti.

    ud 8.9

    Ответить
    • 22.12.2016 в 07:38
      Постоянная ссылка

      Отлично. Только тут возникает вопрос, что такое прекращение пяти совокупностей. В суттах всё время говорится про “пять совокупностей, искажённых помрачением”. Насколько я знаю, нигде не говорится, что не бывает пять совокупностей, не искажённых помрачением. Будда после просветления 40 лет жил среди людей, будучи существом, свободным от помрачений. Не будем же мы утверждать, что он при этом был также и полностью лишён пяти совокупностей? Следовательно, возможно состояние, в котором пять совокупностей или некие их аналоги не будут отмечены помрачением. Поэтому да, речь идёт о прекращении пяти совокупностей, но пяти совокупностей, отмеченных помрачением, т.е. страстным желанием.

      Ответить
        • 28.12.2016 в 08:34
          Постоянная ссылка

          Что такое париниббана в сравнении с просто ниббаной? )

          Всего лишь – тело разрушается и нет кармических причин для следующего рождения. Всё остальное – это измышления.

          Точно так же и о ниббане мы с определённостью можем сказать, что помрачения прекращаются и больше не могут возникнуть. Остальное будет измышлениями.

          Да, помрачения означают для нас, по сути, всё бытие, какое мы знаем. Но если это бытие прекращается, можем ли мы утверждать, что прекращается вообще всё напрочь? Ответ, очевидно, нет – ведь и сам Будда так ответил. Или это значит, что нечто не прекращается? Опять нет, ведь сам Будда так ответил. Или это означает, что нечто продолжается в новой форме? И опять нет, ведь сам Будда так ответил.

          Так каков же правильный ответ? Правильным ответом будет достижение ниббаны. Любые попытки понять это дискурсивно ведут, как говорится, к провалу.

          Ответить
    • 22.12.2016 в 07:57
      Постоянная ссылка

      По сути, Будда нигде не говорит о прекращении этого потока сознания (виньняна, которая, как правило, переводится как “сознание”, – это не сознание вообще, а, опять же, сознание, искажённое “яшностью”, или даже сама “яшность” как таковая). Он говорит о прекращении помрачений, о прекращении отождествлений. Более того, в МН1, например, он даже напрямую описывает, как видит мир Татхагата! О каком же полном прекращении вообще может идти речь?

      Ответить
      • 28.12.2016 в 05:38
        Постоянная ссылка

        Из Уд. 8.1, наверное, по-русски будет яснее. Это разве говорится о пяти совокупностях, не отмеченных страстным желанием?

        «Есть сфера, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра; ни сферы безграничного пространства, ни сферы безграничного сознания, ни сферы отсутствия чего бы то ни было, ни сферы ни восприятия, ни не-восприятия; ни этого мира, ни следующего мира, ни солнца, ни луны…».

        Ответить
        • 28.12.2016 в 07:57
          Постоянная ссылка

          Здесь всего лишь говорится, что ниббана не связана ни с каким из состояний, как я понимаю. ) Ни с каким из обычных, высших, запредельных, потусторонних и т.д. Будда же говорил, что вопрос о том, остаётся ли что-то от Татхагаты или не остаётся, или и остаётся и не остаётся, – лежит за пределами возможности прямого ответа. Что на него можно отвечать только через аналогию, поскольку ниббана априори за пределами какого-либо известного, хотя бы потенциально, опыта. Заметь, вариант “ничего не остаётся” сюда тоже входит.

          Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *