Собеседник задал один большой вопрос и ниже я позволю себе разбить его на отдельные аспекты и утверждения, прокомментировав их по отдельности. Реплики собеседника помечены буквами “А.Ц.”

А.Ц. Почему практика Метты (а это, по сути, постоянное взращивание в себе позитивных ощущений) не будет порождать Ид/Тень из вытесненных отрицательных паттернов?

Комментарий от Олега Павлова. Здесь сразу вынужден вмешаться. Дело в том, что практика Метты (и шире – Брахмавихар, то есть Любящей Доброты, Сострадания, Со-Радования, Спокойствия) это НЕ взращивание позитивных ощущений. Это взращивание БЛАГИХ состояний. Путь Будды вообще является полным погружением в Благо, а не культивированием некоего “позитивчика”. Итак, зафиксируем этот момент: современный дискурс “позитив-негатив” в данном случае вообще не актуален.

Далее. Что такое Благо в данном случае? Будда говорит (см., например, МН19), что можно выделить два вида мыслей (имеются в виду мысли в широком смысле) – те, которые ведут нас к усилению страстного желания, личностного взгляда, и, в конечном итоге, страдания, и – другие, которые ведут к противоположному. Первое – то, что мы так или иначе сводим на нет, второе – то, что мы культивируем и поддерживаем в себе.

Практика Метты/Брахмавихар в этом плане лежит совершенно в этом же русле. Мы культивируем мысли и состояния, связанные с добротой, состраданием, сорадованием, спокойствием, постепенно приходя к тому, что эти мысли и состояния становятся для нас “домашними”.

А.Ц. Я помню про 6Р, но на стадии “разжатия” легко не разжимать, а вытеснять. Это такие тонкие нюансы… Как убедится, что ты “разжал”, а не проигнорил?

Комментарий от О.П. Стадия “разжатия” это стадия отпускания и она же – стадия принятия. То есть в данном случае все три термина являются синонимами.

Основа практики Дхаммы – принятие/отпускание. Именно поэтому так важна Практика Прощения, которая по сути учит нас этому навыку. Честно видеть то, что происходит, принимать это (а как это принимать? – через улыбку и расслабление). Да, может быть это произойдёт не с первого раза, но постепенно это случится.

Если мы обманываем себя, то будет возрастать напряжение и практика начнёт разваливаться, вместо того, чтобы становиться всё более гармоничной. Кроме того, мы будем видеть, что наши застарелые деструктивные реакции и модели поведения никак не меняются или наоборот усугубляются.

В целом, в ходе практики человек как правило периодически натыкается на какие-то свои неблаготворные привычки, слепые пятна и т.д., но, поддерживая пытливый исследовательский подход, постоянно спрашивая себя – не застрял ли я в своей практике, советуясь с преподавателями, вы сможете преодолеть эти препятствия.

С другой стороны, в некоторых ситуациях психика человека изначально оказывается настолько искажена, что практика Дхаммы в полной мере становится проблематичной. Но это уже особые случаи.

А.Ц. Вы слышали про дофаминовую систему? Постоянное взращивание позитива приведет к истощению дофаминовых рецепторов, и человек рискует впасть в депрессию. “Много смеешься – будешь плакать” – есть такая народная мудрость.

Комментарий от О.П. Возвращаемся к вышесказанному. Речь в нашей практике идёт не о “позитиве”, а о “Благе”. Благое не имеет тени, Благое ведёт к снижению напряжения, к успокоению, к гармонии. Напомню, что наиболее тонкое состояние среди Брахмавихар – Спокойствие. Это спокойствие, наполненное ясностью и тонкой улыбкой.

(Впрочем, в ходе практики мы идём ещё глубже, превосходя и Брахмавихары)

“Позитивные” переживания могут быть полезны в самом начале практики, на предварительной её стадии, для самой грубой настройки, но очень скоро они оказываются скорее помехой, слишком грубым фактором.

А.Ц. Скажем, я должен “переварить” некое негативное ощущение. Но если я буду постоянно его “отпускать”, не переваривая, не уйдет ли этот негативный объект (комплекс, обида, страх, гнев и т.д.) в Тень и не начнет ли там разлагаться и дурно пахнуть (метафорично говоря)?

Комментарий от О.П. В основе любого страха, гнева, обиды и т.д. лежит личностный взгляд – “я”, “моё”, “я такой”, “я хочу”. Поэтому чтобы эта проблема сошла на нет, необходимо обратиться к личностному взгляду. Метод 6Р направлен именно на нейтрализацию личностного взгляда. Мы замечаем явление, принимаем его (как бы говоря – “заметил, всё хорошо”), расслабляем напряжение, связанное с этим явлением – это конкретно напряжение в голове, которое соответствует “яшному” состоянию. Напряжение страстного желания, напряжение “я (не) хочу”. Мы улыбаемся. Улыбка позволяет сделать ещё один дополнительный шаг к более лёгкому, не-личностному взгляду на ситуацию. Мы не можем всерьёз воспринимать, скажем, свою обиду, если одновременно наблюдаем её с улыбкой! И дальше мы возвращаемся к Брахмавихарам, которые сами по себе являются чрезвычайно благотворным объектом.

Когда мы делаем так раз за разом, так, что 6Р становится рефлексом, влияние подобных неблаготворных состояний и привычек ослабевает всё больше. 6Р автоматически включается в любой ситуации, и развитие неблаготворных состояний останавливается, прерывается. А поскольку неблаготворные состояния это просто привычка, со временем они таким образом исчезают без следа.

А.Ц. С другой стороны, если позволить себе переваривать некое негативное событие, то это, в сущности, и есть цепляние – причина дукхи. Я цепляюсь за воспоминание плохого события, постоянно его мусолю в голове, и это порождает дурную привычку. Дукха разрастается.

Но и не проанализированное негативное событие тоже просто так не уйдет. Ведь нужно обдумать, почему случилось так, как случилось, и сделать выводы на будущее! 6Р ведь не позволить сделать это.

А что говорит по этому поводу Суттавада? В рамках какой практики можно обдумать негативное событие, и чтобы 6Р не препятствовало этому (ведь неизбежно возникнут сильные негативные переживания)?

Или мысль о том, что надо что-то обдумать и переварить, – это тоже цепляние? 🙂

Комментарий от О.П. Попытки “переварить” негативное событие зачастую являются лишь проявлением стремления избавиться от него, избавиться от неприятного переживания, связанного с ним. При этом нами движет напряжение “я не хочу”, то есть страстное желание. В результате состояние лишь усугубляется и деструктивные паттерны ума укрепляются.

Выходом здесь является то, о чём я говорил выше – постепенное ослабление этого самого личностного взгляда, этого напряжения “я не хочу”. В Суттаваде этой задаче служит метод 6Р. Как это происходит – я тоже уже описал выше.

Однако, бывают ситуации, когда наши неблаготворные реакции обусловлены во многом тем, что у нас отсутствуют адекватные здоровые модели поведения. Мы привыкли реагировать грубыми словами на какие-то реплики, и это – глубоко сидящая в нас привычка.

В этом случае полезно использовать дополнительный инструмент – Гармоничное Намерение, когда мы в медитации напрямую даём своему уму установку: “В такой ситуации ты будешь вести себя так-то и так-то”. Например, на чьё-то замечание я буду реагировать спокойно, с улыбкой и т.д.

Метта и Тень

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *