Вопрос. Расскажите о практике преодоления похоти.

Ответ. Прежде всего, эта практика должна применяться мирянами с крайней осторожностью и желательно в сочетании с практикой любящей доброты. Она не должна привести к мизантропии (направление практики тут, скорее, на более объективное восприятие) и, кроме того, если семейный человек имеет обязательства и в плане сексуальной жизни, такая практика не должна причинить страдание супругу или супруге. Действуют нижеописанные методы очень радикально и при должном усердии способны отсечь похоть напрочь. Все они описаны в суттах Палийского Канона.

Медитация для преодоления похоти может принимать по крайней мере четыре формы:

1. Рассмотрение данного объекта как “отвратительного” в настоящий момент.

2. Рассмотрение данного объекта во временной перспективе.

3. Рассмотрение отдельных частей данного объекта.

4. Рассмотрение данного объекта с позиции учения об элементах.

Теперь – подробнее об этих формах практики в применении к влечению к сексуально привлекательному полу. Всё это можно выполнять как в ходе повседневной жизни, так и во время медитации, выделив для этого специальную сессию. Здесь мы как бы даём уму задание – видеть привлекательные объекты именно так.

1. Мы можем рассматривать сексуально привлекательных людей (каждого конкретного), памятуя, что это самое тело, которое кажется нам таким приятным, прямо сейчас состоит из весьма непривлекательных частей: нечистот, жидкостей, газов, костей, мяса, внутренностей и т.д. Внутренним взором, глядя на человека, мы видим также и всё это в нём (ней).

2. Видя привлекательного человека, мы памятуем, что это самое тело обязательно состарится и умрёт, будет разлагаться, превращаясь сначала в гниющий труп, потом в кости. Мы смотрим на человека и внутренним взором видим всё это. Также мы видим, что это самое тело когда-то было ребёнком, а до этого – плодом в утробе матери.

3. Видя привлекательного человека, мы берём те части его тела, которые кажутся нам привлекательными, и рассматриваем их отдельно. Буквально: представляем эти части отсечёнными и лежащими перед нами на блюде. Мы рассматриваем их, мысленно воспринимаем их запах и видим, что ничего привлекательного в этом мясе, этом жире, этой коже и этих волосах нет.

4. Видя привлекательного человека, мы можем также памятовать, что та форма, которую мы воспринимаем сейчас, – лишь сочетание пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и пространства и не более того. Между этой формой и любой другой нет никакой разницы, кроме той, что придаёт наш ум.

Для каждого человека больше подходит один или два из этих методов. В повседневной жизни мы, видя привлекательный объект, на пару мгновений переключаем внимание в режим вИдения его с непривлекательной стороны, затем отпускаем, применяя 6Р.

В медитации же мы вырабатываем намерение – даём уму задание оставаться нейтральным и видеть приятный объект с непривлекательной стороны.

Работа с похотью

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:        

Работа с похотью: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *