Вопрос. Как Вы, как буддист, могли бы объяснить смысл слов Иисуса:

“…светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием”.

Ответ. Интерпретировать некое учение с точки зрения другого не самое благодарное занятие. Но если полностью абстрагироваться от бэкграунда и посмотреть на эти слова так, будто их сказал Будда, их смысл оказывается вполне прозрачен. Будда постоянно говорит об этом: то, куда направлено наше внимание, будет определять и наши физические действия, и прочее. Например, в сутте МН56 из трёх активностей – телесной, словесной и умственной – он называет именно умственную активность наиболее важной, тогда как остальные две находятся от умственной в зависимости. Или, скажем, в сутте МН2 весь лейтмотив заключается в том, что спасение от помрачений возможно только при мудром направлении внимания. Иными словами, вышеприведённую цитату можно было бы перевести примерно так:

“Наши действия зависят от того, на что мы направляем наше внимание; если мы направляем внимание мудро, наши действия будут чисты; если мы направляем внимание не мудро, помрачения в нас будут усиливаться. Постоянно смотри: мудро ли ты направляешь своё внимание? Если ты достигнешь в своих действиях [и, соответственно, в направлении внимания] совершенной чистоты, это будет видно даже в твоей внешности, будто тебя изнутри освещает некое сияние”.

Но, повторюсь, ни в коем случае невозможно говорить о том, что сам Иисус имел в виду именно это.

“Светильник тела есть око”

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *