Вопрос. Как научиться не раздражаться?

Ответ. 

Краткий ответ: чтобы научиться не раздражаться, нужно научиться не задерживать внимание на том, что раздражает и на самом раздражении.

Развёрнутый ответ. Да, нужно научиться не задерживать внимание на объекте, который вызывает негативное чувство, и на самом этом чувстве. Но это не так-то просто сделать. В этом и заключается суть процесса Зависимого Возникновения. Сначала мы видим (слышим, обоняем и т.д.) то, что цепляет наше внимание. Практически сразу возникает чувство – приятное или неприятное. Тут же возникает внутреннее напряжение, мысли, раскручиваются эмоции и так далее. Всё это обычно происходит в мгновение ока.

В ходе практики мы учимся наблюдать этот процесс, различать все его этапы и в конце концов останавливать его на уровне прилипания внимания к объекту. Наш ум становится подобен зеркалу, ничто не цепляет его. Не возникает чувство. Не возникает напряжение, не возникают помрачённые мысли и эмоции. Что бы ни происходило. Это – состояние особой лёгкости и свободы. Это приходит с практикой, причём быстрее, чем можно было бы подумать. Сначала мы учимся останавливаться на уровне мыслей, потом – на уровне напряжения, потом – на уровне чувства. Как? С помощью метода 6Р.

Всё начинается с того, что мы учимся отпускать то, что вызывает в нас раздражение (а равно и наоборот – влечение, потому что от него бед не меньше). Не думать об этом. В думании об этом есть своего рода удовольствие, опьянение. Нужно научиться останавливаться, не потакать ему. Не задерживать внимание. Отпускать, расслаблять напряжение, которое присутствует, на самом деле, на каждом этапе Зависимого Возникновения, возвращаться к внутренней улыбке. Применять Правильное Усилие, 6Р. Раз за разом, раз за разом.

Подобные инструкции Будда повторяет снова и снова. Например, в МН107.4:

“Видя форму глазом, не цепляйся за её черты и детали. Поскольку, если ты оставишь свою зрительную способность неохраняемой, злотворные нездоровые состояния алчности и уныния могут овладеть тобой, необходимо практиковать такую сдержанность, охранять зрительную способность, взять на себя сдерживание зрительной способности”.

И так – обо всех органах чувств.

Есть и ещё один важный момент в этом процессе: для того, чтобы ум не возвращался в негативное состояние, на месте этого негативного состояния (имеется в виду не только раздражение или гнев, но и чувственное желание, лень, навязчивое беспокойство) мы взращиваем здоровое состояние – любящую доброту, сострадание, спокойную радость, невозмутимость-равностность. Именно об этом говорит Будда, рассказывая о Правильном Усилии. В МН77.16:

“Вот монах пробуждает рвение к не-возникновению ещё не возникших злотворных нездоровых состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

Он пробуждает рвение к прекращению уже возникших злотворных нездоровых состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

Он пробуждает рвение к возникновению ещё невозникших здоровых состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

Он пробуждает рвение к поддержанию уже возникших благих состояний, к их не-угасанию, увеличению, разрастанию, осуществлению посредством развития. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.”

Итак, – на примере раздражения – мы отпускаем то, что нас раздражает, отпускаем само наше раздражение, расслабляем связанное с раздражением внутреннее напряжение, возвращаемся в здоровое внутреннее состояние – улыбку, любящее принятие, равностность. Через какое-то время мы опять отвлеклись на раздражение, заметили это, и повторили процесс – отпускание, расслабление, возвращение к здоровому состоянию. По мере практики наш ум научится легко отпускать негативные факторы и возвращаться в здоровое состояние. А потом негативные факторы просто перестанут возникать.

Как не раздражаться?

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Как не раздражаться?: 4 комментария

  • 05.09.2017 в 19:25
    Постоянная ссылка

    По сути, для этого просто нужно быть в джхане, так? Потому что вне джхан отслеживать столь мгновенные возникновения звеньев цепи ЗВ невозможно.

    Ответить
    • 05.09.2017 в 19:32
      Постоянная ссылка

      Когда мы прямо-таки в джхане, помрачений нет. )

      По мере практики медитации “скорость” наблюдающего ума возрастает или, наоборот, процессы ЗВ замедляются и мы начинаем их наблюдать всё более детально и вне джхан.

      Но даже и без этого полезно помнить простое правило – не думать о том, что и кто нас раздражает, не потакать этим мыслям. Они появляются – отпускать их. Дело в том, что мы по умолчанию, отождествляясь с такими мыслями и считая их “своими”, воспринимаем их как нечто “законное”, правильное или как “свою” неотъемлемую черту (“я – такой, меня раздражают такие вещи”). Да, это уже очень запущенная стадия ЗВ, но даже на ней мы можем начать отпускать эти мысли.

      Ответить
      • 05.09.2017 в 19:39
        Постоянная ссылка

        Я имела в виду не мысли о раздражении, а сам момент контакта, внезапный, с раздражителем – допустим, это постоянный, многолетний и очень сильный раздражитель, и вот он опять “нажимает на кнопку” и запускает всю эту цепь, да так, что никаких мыслей просто не успевает возникнуть – следует автоматическая сформировавшаяся многолетняя привычка реакции, в буквальном смысле реактивная. В этом случае если ты не в джхане, то это мгновенно выбивает, но если в джхане, то… раздражитель не находит “кнопки”. )

        Ответить
        • 06.09.2017 в 08:09
          Постоянная ссылка

          Скорее, вы говорите не столько о джхане, сколько об определённой степени просветления (плод анагами). До этого у нас есть шанс отследить и отпустить контакт, на стадии пути анагами мы уже на практике вкушаем состояние вне помрачённого контакта, но не пребываем в нём постоянно.

          Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *