Вопрос. Что является опьяняющими веществами в Пути Будды? Можно ли с помощью галлюциногенов достичь пробуждения?

Ответ. Сугубо формально в соответствующем предписании Будда говорит об алкоголь-содержащих веществах. По сути же это опьяняющие вещества, затрудняющие практику Пути по той или иной причине. Алкоголь затрудняет осознавание, поэтому его употребление (если речь не идёт о лекарствах, содержащих алкоголь) не совместимо с практикой Пути Будды.

Теперь что касается других видов наркотиков. Их можно условно разделить на три категории – психостимуляторы (подхлёстывающие нервную систему; в результате мы ощущаем прилив сил, энтузиазма и т.д.), эйфорогены (приносящие удовольствие, чувство блаженства) и психоделики (говоря просто – приводящие мозг в состояние, в котором он начинает воспринимать галлюцинации).

Психостимуляторы, подстёгивая нервную систему, затем дают глубокий упадок сил и, кроме того, зачастую провоцируют возбуждённость ума. И то и другое является препятствием в практике. Значит, они тоже запрещены предписанием.

Эйфорогены являются по сути чувственным удовольствием. Стремление к чувственному удовольствию невозможно без страстного желания. Поэтому употребление эйфорогенов противоречит Пути. Значит, эйфорогены тоже запрещены предписанием.

Теперь психоделики. До недавнего времени я избегал делать какие-либо выводы, поскольку не имел (и не имею) соответствующего личного опыта. Но постепенно у меня накопился опыт преподавателя, который имел дело с учениками, часто употреблявшими соответствующие вещества. Вот мои выводы.

Похоже, психоделики каким-то образом растормаживают мозг так, что он становится великолепным имитатором, способным смоделировать любой опыт, вплоть до ниббаны. В результате, те, кто регулярно принимают психоделики, в ходе практики Восьмеричного Пути выдают множество ложных сигналов – они описывают опыт, который очень похож на опыт ниббаны (по описанию), но со временем оказывается, что этот опыт был ложным, и никаких существенных сдвигов в личности не произошло.

Очень часто такой человек приходит и говорит – “а, я испытывал такой опыт под грибами!” Но по факту оказывается, что такой, да не такой. Главным критерием не-ложности опыта является отпадение соответствующих оков. А вот этого как раз и не наблюдается, судя по поступкам человека.

В целом создаётся ощущение «дырявого корыта»: ты наливаешь, условно, в человека воду Учения, а она в нём не удерживается. На ретрите он или она получает вроде бы глубокий опыт, но потом уезжает с ретрита и с лёгкостью возвращается к своему обычному образу жизни.

Разница с теми, кто продвигается «всухую» здесь разительная: здесь опыт чётко соответствует описанию.

Работа с теми, кто принимает психоделики, похожа на то, как если бы врач лечил человека, который параллельно принимает множество биологически активных веществ, разного рода случайных таблеток. Всё это в совокупности даёт обилие ложных сигналов и сбивает с толку, зачастую с непредсказуемым результатом.

Также часто встречается вопрос относительно конкретно каннабиса. Надо сказать, что помимо некоторого психоделического эффекта, он имеет по большей части выраженный эйфорогенный эффект. То есть это чувственное удовольствие, у некоторых людей вызывающее привычку, и, судя по всему, затрудняющее практику Пути. То есть принятие каннабиса является нарушением предписания, с точки зрения буддизма.

Поэтому я бы советовал практикующим буддистам не принимать психоделики и каннабис вообще (о других видах психоактивных веществ даже и не говорю).

Что является опьяняющими веществами в предписаниях?

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *