Вопрос. Когда защита хири и оттаппы как страха и стыда сделать плохое (что может происходить часто) пробиты и человек совершает плохое именно раскаяние основанное на чувстве вины спасает его совесть. Иначе что же это будет за мораль без совести, совесть без раскаяния и раскаяние без чувства вины о содеянном плохом поступке. По-моему личному мнению здоровое чувство вины имеет и не менее великие заслуги чем и хири оттаппа которые насколько я знаю так восхвалял Будда.

Ответ. Мы переводим словами “стыд” и “вина” термины, которые употреблял Будда на палийском, но насколько точен этот перевод – вопрос открытый.

Лично я думаю, что Будда имел в виду иное, и стыд, страх и вина это перевод либо неправильный, либо имеющий лишь очень ограниченное применение.

Так, термин хири, на мой взгляд, неправильно было бы переводить как стыд, т.к. понятие стыд имеет манипулятивные коннотации. Хири это осознавание низости (неблагородства) определённых поступков. Отаппа, часто переводимая как “страх” совершения недостойных поступков – это мудрое осознавание пагубности этих поступков и их диссонанса с нравственным идеалом (в лице наставников). И то и другое – качества благородной, а не рабской личности.

Трактовка этих понятий именно как чувства вины, раскаяния и стыда – это христианское наследие, которое проникло и в другие традиции. Это наследие глубоко травмирует психику человека вместо того, чтобы её исцелять. Таким человеком, погружённым в чувство вины и в страх, очень легко манипулировать, и функция чувства вины и страха в традиционных религиях именно в этом – это инструмент манипулирования прихожанами, то есть власть над людьми. Будда вряд ли мог прибегать к подобным методам.

Если человек совершил проступок, он должен мудро осознать его пагубность и твёрдо решить далее так не поступать (выработать Гармоничное Намерение), а далее – предать забвению свой проступок (и именно так прописано в Винае; вся Община после этого более не поминает ему его проступок), так как это – прошлое, и оно в прошлом, вместо того, чтобы таскать этот проступок с собой, постоянно думая о нём и сокрушаясь. О чём ты думаешь, то и наполняет твой ум, тем ты и становишься (МН19). Таким образом, парадоксально, чувство вины не приближает нас к исправлению, а наоборот отдаляет от него.

Благотворность чувства вины?

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *