Вопрос. Начал читать книгу Бханте Гунаратаны “10 исцеляющих практик для развития внимательности”, по сути комментарий к Гиримананда сутте. В книге даётся определение: “Бесстрастность – это отсутствие интереса к чему бы то ни было”. Если бы вместо “отсутствие интереса” стояло “отсутствие привязанности”, было бы, в общем, понятно. Но именно при отсутствии интереса, мне кажется, субъект вообще ничего не будет делать, кроме физиологически необходимого. Возможно, это неточный перевод. Что в английском оригинале, я не знаю. Не подскажете, даёт ли где-либо Бханте Вималарамси определение бесстрастности?

Ответ. Прежде всего, когда в буддизме говорят о бесстрастии, имеют в виду определённую стадию развития человека в практике Восьмеричного Пути, которая на пали называется Вирага. Это уже очень недалеко от Ниббаны. Эта стадия характеризуется тем, что человек фундаментально теряет интерес к круговерти сансары. Ничто в сансаре уже не способно его захватить, увлечь, приковать внимание, ошеломить, внушить влечение или отторжение (или же – заметим дополнительно – равнодушие, потому что равнодушие – это тоже разновидность помрачённого переживания). Ум его остаётся ясным, свободным, неподвижным.

Иными словами – да, это прекращение интереса, но, во-первых, это прекращение помрачённого интереса, который заставляет наш ум постоянно прыгать и цепляться за всё, а во-вторых, весь вопрос тут не в том, что прекращается и чего нет, а что остаётся в итоге.

Сначала о помрачённом интересе. Поначалу практикующий учится не следовать своим помрачённым желаниям и культивирует лишь непомрачённое желание – чанда. Это желание практиковать, достигнуть Ниббаны. Однако под конец пути оказывается, что даже чанда имеет в себе некую малую толику помрачённости и даже она отваливается. В итоге прекращается само это явление, которое мы привыкли называть “интересом”.

Что же остаётся в итоге? То, что остаётся – это совсем другой принцип существования. Из помрачённого состояния его вряд ли возможно представить. Обычно о бесстрастии говорят лишь в негативном смысле – мол, то-то исчезает, но такая формулировка может ввести в заблуждение, ведь можно дать и положительное определение, которое напрямую описывает этот состояние в положительных терминах. Сам Будда говорил о Ниббане не только как об угасании, но и как о покое и блаженстве. И сам он, достигнув бесстрастия и даже более того – Ниббаны, ещё 40 или 45 лет вёл весьма активную жизнь. Активную внешне, конечно.

Это важный момент: нужно помнить, что путь Будды состоит не в том, чтобы мы в итоге превратились в полено. Когда Будда говорит о прекращении сознания, он говорит о прекращении помрачённого сознания. Когда он говорит о прекращении пяти совокупности, он говорит о прекращении пяти совокупностей, искажённых цеплянием. Мы ничего помимо помрачённого сознания не знаем, мы не имеем ни малейшего понятия о том, каково это – когда прекращаются пять совокупностей, искажённых цеплянием. Мы не понимаем, как это – жить без интереса. Поэтому нам кажется, когда этого нет, то ничего нет. Но это не так, ведь помимо помрачённых чувств есть и непомрачённые, например брахмавихары и аспекты джхан.

Классический пример тут также – прекращение восприятия и переживаниевания, Ниродха. Обычно это понимается в буквальном смысле. И люди здесь делятся на две категории. Одни говорят: “О, да!”, другие говорят: “О, нет!” Первые становятся “негативными буддистами”, стремящимися всё прекратить и больше никогда не быть. Вторые же, наоборот, видя в буддизме лишь изощрённый способ самоубийства, отвращаются от него.

Бханте Ви говорит, что если мы посмотрим в сутты, то увидим, что, когда Будда говорит о прекращении восприятия и переживаниевания, он имеет в виду отнюдь не цель практики, а временное состояние, которое мы проходим в практике и которое является лишь ступенью в движении к цели.

Путь Будды – это путь от радости к радости, от сияния к сиянию, от покоя к покою, от любви к любви.

Бесстрастие и полено

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *