Дигха Никая 31
Сигаловада Сутта
Наставление Сигалаке

Так я слышал:

Однажды Возвышенный жил в Бамбуковой Роще, в Заповеднике Белок, близ Раджагахи.

В то время молодой мирянин Сигалака, сын главы рода, поднявшись рано утром, выйдя из Раджагахи, с влажной одеждой и влажными волосами, подняв сложенные ладони, совершал поклонение сторонам света – Востоку, Югу, Западу, Северу, Надиру и Зениту.

В то же время Возвышенный, одевшись в предполуденное время, взял чашу и одежду, и отправился в Раджагаху для сбора подаяний. По пути он увидел молодого мирянина Сигалаку, совершающего поклонение, и спросил его:

«Почему ты, молодой мирянин, поднявшись рано утром, выйдя из Раджагахи, с влажной одеждой и влажными волосами, подняв сложенные ладони, поклоняешься сторонам света – Востоку, Югу, Западу, Северу, Надиру и Зениту?»

«Господин, мой отец, будучи при смерти, сказал мне: «Дорогой сын, пожалуйста, поклоняйся сторонам света». И вот я, Господин, уважая, чтя и почитая слово моего отца, поднимаюсь рано утром, и, выйдя из Раджагахи, с влажной одеждой и влажными волосами, подняв сложенные ладони, поклоняюсь сторонам света – Востоку, Югу, Западу, Северу, Надиру и Зениту».

«Молодой мирянин, в учении благородных шести сторонам света нужно поклоняться иначе».

«Как же, господин, нужно поклоняться шести сторонам света в Учении Благородных? Господин, прошу тебя, научи меня этому».

«Хорошо, молодой мирянин, слушай внимательно, я тебе расскажу». – «Да, господин», – отвечал молодой мирянин Сигалака.

И Возвышенный молвил так:

«Молодой мирянин, благородный ученик

(1) искореняет четыре порочных деяния,

(2) не совершает никаких дурных действий, проистекающих из четырёх основ,

(3) избегает шести путей растраты благосостояния.

Оставив эти четырнадцать дурных вещей, он охватывает шесть сторон света. Он практикует, выигрывая в обоих мирах, он вкушает успех и в этом мире и в следующем. После разрушения тела, после смерти, он рождается в хорошем месте, в небесном мире.

  1. ЧЕТЫРЕ ПОРОЧНЫХ ДЕЯНИЯ

«Каковы четыре порочных деяния, которые он искореняет? Убийство живых существ, кража, порочное сексуальное поведение и ложь: это – порочные деяния. Эти четыре порочных деяния он искореняет».

Так сказал Возвышенный. Затем он добавил:

«Убийство, кража, ложь, любодеянье,
Вот те пороки что противны мудрым».

  1. ЧЕТЫРЕ ОСНОВЫ

«Из каких четырёх основ проистекают те дурные действия, которые он не совершает? Вот некто совершает поступки, проистекающие из желания, гнева, заблуждения и страха. Но благородный ученик , не будучи подвержен желанию, гневу, заблуждению и страху, не совершает поступков, проистекающих из этих основ».

Так сказал Возвышенный. Затем он добавил:

«Если ты действуешь противно Дхамме,
Желанию ли повинуясь, или гневу, иль заблуждению, иль страху,
Твои заслуги убывают
Стремительно словно Луна в ущербе.

Но если ты не нарушаешь Дхамму,
Не повинуешься желанью, гневу, иль заблуждению, иль страху,
Твои заслуги возрастают
Подобно взрастающей Луне.

  1. ШЕСТЬ ПУТЕЙ РАСТРАТЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Каковы шесть путей растраты благосостояния, которых он избегает?

  • употребление опьяняющих веществ;
  • ночные гуляния;
  • посещение празднеств;
  • азартные игры;
  • дурная компания;
  • безделье.

3.1. ШЕСТЬ ОПАСНОСТЕЙ УПОТРЕБЛЕНИЯ ОПЬЯНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Вот, мирянин, шесть опасностей употребления опьяняющих веществ:

  • быстрая потеря благосостояния
  • усиление ссор
  • болезни
  • потеря репутации
  • непристойное обнажение
  • ослабление мудрости.

Таковы шесть опасностей употребления опьяняющих веществ.

3.2. ШЕСТЬ ОПАСНОСТЕЙ НОЧНЫХ ГУЛЯНИЙ

Вот, мирянин, шесть опасностей ночных гуляний:

  • ты подвергаешь себя опасности
  • ты подвергаешь опасности близких
  • ты подвергаешь опасности имущество
  • ты можешь оказаться подозреваемым в преступлении
  • о тебе распространяются ложные слухи
  • ты оказываешься в гуще событий, которые влекут за собой страдания.

Таковы шесть опасностей ночных гуляний.

3.3. ШЕСТЬ ОПАСНОСТЕЙ ПОСЕЩЕНИЯ ПРАЗДНЕСТВ

Вот, мирянин, шесть опасностей посещения празднеств: голова такого человека постоянно занята мыслями о том,

  • где сейчас танцы?
  • где сейчас пение?
  • где сейчас музыка?
  • где сейчас рассказывают истории?
  • где сейчас рукоплещут?
  • где сейчас бьют в барабаны?

Таковы шесть опасностей посещения празднеств.

3.4. ШЕСТЬ ОПАСНОСТЕЙ АЗАРТНЫХ ИГР

Вот, мирянин, шесть опасностей азартных игр:

  • Победитель вызывает ненависть
  • Проигравший горюет о потерянных деньгах
  • Быстрая потеря благосостояния
  • На общественном собрании слово игрока мало стоит
  • Друзья и коллеги относятся к нему с презрением
  • Никто не рассматривает игрока как подходящую пару, поскольку о нём думают: «Он – игрок, а игроки не имеют возможность заботиться о семье».

Таковы шесть опасностей азартных игр.

3.5. ШЕСТЬ ОПАСНОСТЕЙ ДУРНОЙ КОМПАНИИ

Вот, мирянин, шесть опасностей дурной компании: ты становишься другом и спутником подлецов, пьяниц, людей завзятых, мошенников, жуликов и хулиганов.

Таковы шесть опасностей дурной компании.

3.6. ШЕСТЬ ОПАСНОСТЕЙ БЕЗДЕЛЬЯ

Вот, мирянин, шесть опасностей привычки к безделью: ты не делаешь то, что должен делать, потому что думаешь –

  • «слишком холодно!»
  • «слишком жарко!»
  • «слишком поздно!»
  • «слишком рано!»
  • «я слишком голоден!»
  • «я слишком сыт!»

Постоянно находя таким образом много извинений чтобы не исполнять должное, ты не сможешь обрести благосостояния, и растратишь то благосостояние, которое уже имеешь. Таковы шесть опасностей привычки к безделью.

Так сказал Возвышенный. Затем он добавил:

«Вот собутыльник,
Тот, кто тебя лишь называет другом,
Но настоящий друг лишь тот,
В нужде кто остаётся рядом.

Безделья морок, любодеянья,
Приобретение врагов и причинение вреда,
Алчность и друзья дурные:
Вот шесть основ погибели для человека.

С дурной компанией, дурными спутниками,
Дурным поведением, пребыванием в дурных местах,
Человек идёт ко дну и в этом мире и в другом.

Игра, женщины и алкоголь, песни и танцы;
Сон днём и ночные гулянья;
Алчность и друзья дурные:

Вот шесть основ погибели для человека.

Тот, кто играет в кости, пьёт вино,
Общается кто с женщинами, доступными для многих,
Связываясь с худшим, а не с лучшим,
Тот убывает как ущербная Луна.

Поздний сон, прелюбодеяние, раздражительность, недоброжелательность, порочные товарищи, жадность – эти шесть причин разрушают человека.

Человек, у которого порочные товарищи и друзья, склонен к порочным путям, его ждет крах в обоих мирах – в этом и в следующем.

Кости, женщины, алкоголь, танцы, пение, сон днем, гуляние в неподходящие часы, порочные товарищи, жадность – эти девять причин разрушают человека.

Кто играет в кости и пьет опьяняющие напитки, ходит к женщинам, которые дороги другим как жизнь, общается с низкими людьми, а не со старшими – он убывает, как луна на ущербе.

Кто пьян, беден, нищ, никак не может напиться, часто посещает питейные заведения, тонет в долгах как камень в воде, быстро приносит дурную славу своей семье.

Кто по привычке спит днем, и бодрствует допоздна, всегда пьян и распущен, не пригоден для ведения жизни мирянина.

Кто говорит, что слишком жарко, слишком холодно, слишком поздно, и оставляет дела невыполненными, мимо того проходят хорошие возможности.

Но тот, кто обращает на холод или жару не больше внимания, чем на стебелек травы, и мужественно выполняет свои обязанности, не упускает удачи.

  1. ЛОЖНЫЕ И ИСТИННЫЕ ДРУЗЬЯ

4.1. ЛОЖНЫЕ ДРУЗЬЯ

Молодой мирянин, следующие четыре типа людей следует распознавать как врагов в образе друзей:

(1) тот, кто берёт,
(2) тот, кто лишь говорит,
(3) тот, кто льстит,
(4) тот, кто растрачивает.

(1) Того, кто берёт, ты можешь распознать по четырём признакам:

  • то, что принадлежит тебе, становится его,
  • он мало даёт, но много требует,
  • он выполняет свои обязанности из страха,
  • он общается ради своей выгоды.

Того, кто берёт, ты можешь распознать по этим четырём признакам.

(2) Того, кто лишь говорит, ты можешь распознать по четырём признакам:

  • он уверяет в своей дружбе, когда речь идёт о событиях прошлого,
  • он уверяет в своей дружбе, когда речь идёт о событиях будущего,
  • он старается завоевать расположение пустыми обещаниями,
  • когда появляется возможность помочь, он говорит, что не может.

Того, кто лишь говорит, ты можешь распознать по этим четырём признакам.

(3) Того, кто льстит, ты можешь распознать по четырём признакам:

  • он одобряет равно и твои порочные дела,
  • и твои хорошие дела,
  • он хвалит тебя в лицо,
  • он принижает тебя за твоей спиной.

Того, кто льстит, ты можешь распознать по этим четырём признакам.

(4) Того, кто растрачивает, ты можешь распознать по четырём признакам:

  • он с тобой в употреблении опьяняющих веществ,
  • он с тобой на ночных гуляниях,
  • он с тобой на празднествах,
  • он с тобой в азартных играх.

Того, кто растрачивает, ты можешь распознать по этим четырём признакам».

Так сказал Возвышенный. Затем он добавил:

«Один друг лишь берёт,
Другой лишь говорит,
Этот – льстец,
А тот лишь тратит,

Мудрый человек понимает:
Эти четверо – на самом деле враги,
И обходит их подальше,
Как большую опасность.

4.2. ИСТИННЫЕ ДРУЗЬЯ

Молодой мирянин, следующие четыре типа людей следует распознавать как добрых друзей:

(1) тот, кто помогает,
(2) тот, кто остаётся другом в счастье и в горе,
(3) тот, кто дает хорошие советы,
(4) тот, кто добросердечен.

(1) Того, кто помогает, ты можешь распознать по четырём признакам:

  • он охраняет тебя, когда ты беспечен,
  • он защищает твоё благосостояние, когда ты беспечен,
  • он дает тебе убежище, когда ты в опасности,
  • нужна помощь, он даёт вдвое больше чем нужно.

Того, кто помогает, ты можешь распознать по этим четырём признакам.

(2) Того, кто остаётся другом в счастье и в горе, ты можешь распознать по четырём признакам:

  • он рассказывает тебе свои секреты,
  • он хранит твои секреты,
  • он не оставляет в беде,
  • он готов пожертвовать своей жизнью ради вас.

Того, кто остаётся другом в счастье и в горе, ты можешь распознать по этим четырём признакам.

(3) Того, кто даёт хорошие советы, ты можешь распознать по четырём признакам:

  • он удерживает тебя от совершения злых дел,
  • он поддерживает тебя в совершении добрых дел,
  • ты получаешь от него новое знание,
  • он указывает тебе путь к высшим состояниям.

Того, кто даёт хорошие советы, ты можешь распознать по этим четырём признакам.

(4) Того, кто добросердечен, ты можешь распознать по четырём признакам:

  • если тебя постигла неудача, он не радуется,
  • если ты процветаешь, он радуется,
  • он не дает другим плохо говорить о тебе,
  • он поощряет тех, кто хорошо отзывается о тебе».

Так сказал Возвышенный. Затем он добавил:

«Друг, который помогает,
Друг и в счастье и в беде,
Друг, который даст совет хороший,
Друг добросердечный –

Этих мудрые зовут друзьями,
Заботясь преданно о них,
Как мать печётся о своём дитя.
Мудрые и добродетельные

Сияют, как пылающий огонь.
Они собирают свои богатства словно пчёлы,
Кто собирает мёд,
Вот у кого растут богатства
Стремительно, как муравейник.

Приобретая так богатство,
Они заботятся о близких
И держатся с друзьями заодно.
Богатство делят на четыре части:

Одна часть для удовольствия,
Две части вкладывают в дело,
Четвертая же часть хранится про запас.

  1. ШЕСТЬ СТОРОН

Каким же образом, молодой мирянин, благородный ученик охватывает шесть сторон света?

Вот что следует считать шестью сторонами света.

  • Родители это Восток,
  • Наставники это Юг,
  • Жена и дети это Запад,
  • Друзья и партнеры это Север,
  • Слуги и работники это Надир,
  • Духовные странники и брамины это Зенит.

5.1. ВОСТОК

Молодой мирянин, родителям как Востоку следует служить пятью способами, а именно:

(1) я буду поддерживать их, поддержавших меня,
(2) я буду выполнять их обязанности,
(3) я буду сохранять семейную традицию,
(4) я буду стараться быть достойным своего наследия,
(5) кроме того, я буду раздавать милостыню в память моих умерших родственников.

Молодой мирянин, родители, которым дети таким образом служат как Востоку, проявляют своё расположение к ним пятью способами, а именно:

(1) они удерживают их от порока,
(2) они поощряют их делать добро,
(3) они обучают их профессии,
(4) они устраивают подходящий брак,
(5) в надлежащее время они вручают им их наследство.

Так пятью способами дети служат своим родителям как Востоку, и родители проявляют расположение к своим детям. Таким образом Восток оказывается охвачен, становясь безопасным и надежным.

5.2. ЮГ

Молодой мирянин, наставнику как Югу следует служить пятью способами, а именно:

(1) вставая с места в приветствии,
(2) заботясь о нем,
(3) с рвением обучаясь,
(4) предлагая ему своё услужение,
(5) почтительным внимая ему при обучении.

Молодой мирянин, наставники, которым ученики таким образом служат как Югу, проявляют своё расположение пятью способами, а именно:

(1) они обучают их самому лучшему,
(2) они следят за хорошим усвоением знаний,
(3) они обучают их искусствам и наукам,
(4) они знакомят их с друзьями и партнерами,
(5) они обеспечивают их безопасность повсюду.

Так пятью способами ученики служат своим наставникам как Югу, а наставники проявляют расположение к своим ученикам. Таким образом Юг оказывается охвачен, становясь безопасным и надежным.

5.3. ЗАПАД

Молодой мирянин, жене как Западу следует служить пятью способами, а именно:

(1) быть вежливым с ней,
(2) не презирать ее,
(3) быть верным ей,
(4) доверять ей полномочия,
(5) обеспечивать ее украшениями.

Молодой мирянин, жена, которой муж таким образом служит как Западу, проявляет своё расположение пятью способами, а именно:

(1) она хорошо исполняет свои обязанности ,
(2) она гостеприимна к родственникам и окружающим
(3) она верна,
(4) она сберегает то, что муж приносит,
(5) она искусна и трудолюбива.

Так пятью способами муж служит своей жене как Западу, а жена проявляет расположение к своему мужу. Таким образом Запад оказывается охвачен, становясь безопасным и надежным.

5.4. СЕВЕР

Молодой мирянин, своим друзьям и партнёрам как Северу следует служить пятью способами, а именно:

(1) быть щедрым,
(2) быть вежливым,
(3) быть полезным,
(4) быть беспристрастным,
(5) быть искренним.

Молодой мирянин, друзья и партнеры, которым благородный человек таким образом служит как Северу, проявляют к нему своё расположение пятью способами, а именно:

(1) они защищают его, когда он беспечен,
(2) они защищают его благосостояние, когда он беспечен,
(3) они дают убежище, когда он в опасности,
(4) они не оставляют его в беде,
(5) они оказывают расположение его семье.

Так пятью способами благородный человек служит своим друзьям и партнерам как Северу, а друзья и партнёры проявляют расположение к благородному человеку. Таким образом Север оказывается охвачен, становясь безопасным и надежным.

5.5. НАДИР

Молодой мирянин, своим слугам и работникам следует служить пятью способами, а именно:

(1) назначая им работу согласно их способностям,
(2) обеспечивая их пищей и заработной платой,
(3) ухаживая за ними в болезни,
(4) радуя их лакомствами,
(5) регулярно предоставляя им отпуск.

Молодой мирянин, слуги и работники, которым их хозяин таким образом служит как Надиру, проявляют свое расположение к нему пятью способами, а именно:

(1) они поднимаются раньше него,
(2) они ложатся спать после него,
(3) они берут только то, что им дают,
(4) они хорошо исполняют свои обязанности ,
(5) они поддерживают его доброе имя и славу.

Так пятью способами хозяин служит своим слугам и работникам как Надиру, а слуги и работники проявляют расположение к своему хозяину. Таким образом Надир оказывается охвачен, становясь безопасным и надёжным.

5.6. ЗЕНИТ

Молодой мирянин, духовным странникам и браминам как Зениту следует служить пятью способами, а именно:

(1) делая им приятное,
(2) говоря им приятные слова,
(3) держа в голове приятные мысли о них,
(4) держа дом открытым для них,
(5) обеспечивая их материальные потребности.

Молодой мирянин, духовные странники и брамины, которым мирянин таким образом служит как Зениту, проявляют своё расположение пятью способами, а именно:

(1) они удерживают мирянина от злых дел,
(2) они поддерживают его в добрых делах,
(3) они размышляют о нём с добротой,
(4) они дают ему новое знание и разъясняют ему то, что тот уже знает,
(5) они указывают ему путь к высшим состояниям.

Так пятью способами мирянин служит духовным странникам и браминам как Зениту, а духовные странники шестью способами проявляют расположение к мирянину. Таким образом Зенит оказывается охвачен, становясь безопасным и надёжным”.

Так сказал Возвышенный. Затем он добавил:

” Мать и отец – Восток,
Наставники – Юг,
Жена и дети – Запад,
Друзья и партнеры – Север.

Слуги и работники – Надир,
Духовные странники и брамины – Зенит;
Кто пригоден для того, чтобы вести жизнь мирянина,
Должен приветствовать эти шесть сторон света.

Кто мудр и добродетелен,
Мягок и сообразителен,
Скромен и ответственен,
Тот может достичь высот.

Кто энергичен и не ленив,
Непоколебим в беде,
Безупречен в манерах и умен,
Тот может достичь почестей.

Кто гостеприимен, и дружелюбен,
Щедр и бескорыстен,
Кто руководит, наставляет и ведёт за собой,
Тот может достичь высот.

Великодушие, приятная речь,
Полезность другим,
Беспристрастность ко всем,
Уместность –
С помощью этих четырех побеждающих путей движется мир,
Как с помощью чеки колеса едет колесница.

Если их нет в мире,
Ни мать, ни отец не получает
Уважения и почтения от своих детей.

Лелея эти превосходные пути,
Мудрец уже в сей жизни достигает счастья,
Снискав по праву восхваление
И от людей, и от богов.

Когда Возвышенный закончил, Сигалака, молодой мирянин, сказал так:

“Превосходно, господин, превосходно! Как если бы кто-то поставил на место то, что было перевёрнуто, раскрыл бы спрятанное, показал путь тому, кто потерялся, внёс бы лампу во тьму, чтобы зрячий мог видеть, точно так же ты, Господин Готама, всесторонне прояснил Дхамму. Я принимаю прибежище в тебе, Господин Готама, а также в твоей Дхамме и Сангхе монахов. С этого дня, Господин Готама, пожалуйста запомни меня как своего последователя-мирянина, который обратился к тебе за прибежищем”.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.