Вопрос. Когда читаешь сутты типа СН 26.1-10, складывается впечатление, что Будда всё же учил тому, что не быть лучше, чем быть. Не существовать лучше, чем существовать. И что если бы не теория о перерождениях, лучшим способом покончить со страданиями было бы покончить с жизнью. На ваш взгляд, можно ли сформулировать учение Будды так, чтобы вышеупомянутое впечатление не возникало, и так, чтобы при этом не прибегать к недоказуемым концептам типа перерождения.

Ответ. Давайте будем отталкиваться от фактов, которые трудно опровергнуть. Итак, нам дано:

  1. Есть существование.
  2. Существование имеет начало и конец.
  3. Что было до начала существования и что будет после его окончания, нам не известно.
  4. Существование может быть более счастливым и менее. Мы можем на это повлиять в той или иной степени.

И дальше уже остаётся исследовать – что именно делает существование более счастливым, а что – менее. Будда в своё время предпринял своё исследование и заявил, что есть определённые шаги, которые точно и гарантированно делают человека более счастливым, по крайней мере стратегически. То есть может быть так, что какие-то действия приносят сиюминутное удовольствие, но немного погодя они усугубляют наше страдание и страдание окружающих. Такие действия не годятся. Годятся те действия, которые уменьшают уровень страдания в нашей жизни и жизни окружающих нас людей долговременно и гарантированно, без откатов и расплаты.

Будда предложил очень конкретный и чёткий рецепт. Когда мы начинаем его применять, в нашей жизни становится меньше страдания, потом ещё меньше, ещё, ещё, потом происходят качественные скачки – уровни сохраняются, всего этих уровней восемь. Восьмая ступень на этом пути – это некое состояние, принципиально непредставимое для существа, привыкшего жить в мире чувственных желаний. Но это состояние – лишь кульминация всё того же пути.

Что же это за путь? В нём восемь элементов, но в целом его можно сформулировать и так:

  1. Избегать злых, вредоносных поступков и состояний.
  2. Взращивать добрые, благотворные действия и состояния.
  3. Очищать сознание.

Вот так просто. Будда многократно повторял, что те, кто считают, что он учит не-существованию, небытию, разрушению – ошибаются. Так, в суттах Уппада Самьютты (СН 26.1-10) говорится о том, что мы считаем “своим”, о том, что мы присваиваем. Как только появляется это присвоение, как только появляется “моё”, появляется напряжение страстного желания – “я хочу”, и появляется страдание. Поэтому существование здесь понимается как цепляние, как существование субъекта, привязанного к приятному и боящегося неприятного.

Согласно учению Будды, любая форма такого существования совершенно неизбежно несёт в себе страдание, хотя бы в потенциале. Даже если мы живём как боги, ни в чём не нуждаясь, такое приятное существование неизбежно приходит к концу (см. п.2 наших неопровержимых фактов), а за этим порогом – полная неизвестность. Убеждать себя в том, что там просто небытие – такое же самоутешение, как и вера в перерождения. Нет, на этом пороге, если мы не сподобились стать арахантами, нас ждёт именно полная, совершенная неизвестность.

Поэтому искать опору в какой-либо форме существования – думать, что счастье заключается в том или ином образе жизни или достижениях – хорошее здоровье, много денег, власти, удовольствий, или скажем семья полная чаша или ещё что-то – это ошибка. Мы будем страдать, пытаясь достичь всего этого, будем страдать, имея это, и в итоге всё равно всё и всех потеряем. Об этом говорится, например, в сутте МН 82:

  1. Всё исчезнет.
  2. Убежища нет.
  3. Нам ничто не принадлежит.
  4. Желаниям нет конца.

Так вот, в Уппада Самьютте по сути говорится о существовании как непрерывной попытке найти удовлетворение в том, что принципиально не может его обеспечить. Именно прекращение такого существования равносильно прекращению страдания. Как это осуществить практически, описывается Буддой в его Учении.

Буддизм и небытие

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *