ЧАСТЬ II
Понимание

Между пониманием и верой есть разница.

Наиболее распространённые на Западе религии определяются верой. Если мы принимаем определённый набор догматов, считается, что мы принадлежим тому или иному вероисповеданию. Религиозная вера — это идеи, концепции или постулаты, касающиеся высшей природы реальности. Часто это метафизические заявления о том, что нас ждёт после смерти, по поводу природы Бога или другие утверждения, которые не могут быть подтверждены или опровергнуты опытным путём. Например: «Если ты принимаешь Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя, то, когда ты умрёшь, тебя ждёт рай и вечная жизнь». В этой жизни нет какого бы то ни было способа проверить это утверждение. Поэтому мы должны просто принять его без достоверной проверки. А это не что иное, как слепая вера.

Буддизм же не базируется на верованиях, метафизических заявлениях, философских рассуждениях или слепой вере. Буддизм основывается на понимании.

Выйдя из пещеры, мы видим небо. Голубой цвет неба — это не предмет веры. Это понимание, которое мы получаем из непосредственного опыта.

Разница между пониманием и верой состоит в том, что понимание базируется на прямом опыте и может быть подтверждено либо опровергнуто каждым из нас.

Сиддхартха Гаутама сказал, что «жизнь сопровождается неудовлетворённостью» (дуккха). Он, кстати, не говорил, что «жизнь есть страдание и только страдание» — он говорил лишь, что все мы страдаем, в большей или меньшей степени. Чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, нам достаточно спросить себя: «Страдал ли я когда-нибудь?» Или можно спросить других: «Есть ли здесь хоть кто-то, кто никогда не страдал?»

У Сиддхартхи Гаутамы также были и другие прозрения — относительно источника страдания и путей, позволяющих найти облегчение. Он прямо заявлял: «Пожалуйста, не принимайте мои слова на веру. От этого мало пользы. Исследуйте их истинность в своей собственной жизни. Таким образом вы сможете получить великую пользу».

Буддизм развивается вокруг ряда стратегий, призванных культивировать понимание и испытывать его достоверность. Частью их является практика медитации, которая будет рассмотрена в следующем разделе. Это, по сути своей, путь культивирования прямого понимания.

Но прежде чем пуститься в поиск, неплохо было бы понять, что именно мы будем искать. В данном разделе мы рассмотрим центральные для буддийского пути понятия.

Понимание этих концепций вне непосредственного опыта не принесёт свободы. Но они помогут более точно настроить нашу практику буддийского учения. Они определят нас с тем, что именно нужно искать в ходе путешествия.

Восьмеричный Путь Будды начинается с правильных воззрений. Будда считал, что полезно сначала дать человеку определённую информацию о практике, для того чтобы тот мог начать идти по Пути. Воззрение, как и знание, — понятие весьма широкое. Не всякое воззрение полезно. Не каждое воззрение помогает нам пробудиться. Поэтому в данном разделе мы рассмотрим те из них, которые были даны Буддой с целью облегчить пробуждение.

Карта, составленная Буддой

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *