Словари

Ниже вы найдёте два словаря. Первый — это палийские термины и названия сутт, задействованные в этой книге. Их значение приведено на английском. Второй словарь содержит английские термины, которые используются в неточном переводе палийской терминологии. Для них даны более удачные переводы.

Палийские термины

адживака

Разновидность нагих аскетов. В суттах о них редко говорится одобрительно. Один адживака по имени Упака был первым человеком, с которым Будда говорил после своего полного пробуждения. Упака распознал в Будде нечто особенное. Но когда Будда попытался дать ему учение, Упака не понял его.

аджива

Образ жизни, средства к существованию. Аджива — пятый аспект Восьмеричного Пути. (Также см. «арийо аттхангико магго», Благородный Восьмеричный Путь.)

Анапанасати Сутта

Лекция «Осознавание дыхания», Мадджхима Никая 118. Будда даёт обзор шестнадцати шагов в практике осознавания (сати) дыхания (анапана) и их отношения к четырём опорам осознанности и семи пробуждающим факторам.

анатта (санскр. анатман)

Не-личностность, или непринятие чего бы то ни было на свой счёт, личностно.

аничча

Непостоянство. Одна из «трёх характеристик» всех явлений в обусловленном мире: ничто не длится, ничто не вечно.

Анупада Сутта

Лекция «Одно за другим по мере возникновения», Мадджхима Никая 111. Будда описывает процесс развития практики медитации у Сарипутты, включая краткую характеристику джхан и их разворачивания.

Арийо Аттхангико Магго (санскр. арьяштангамарга)

Благородный Восьмеричный Путь. Одно из главных учений Будды, где он излагает сущность пути к прекращению страдания и достижению полного пробуждения (см. таблицу ниже).

Благородный Восьмеричный Путь

(Арийо Аттхангико Магго)

Пали

Русский

Другие переводы

Самма Диттхи

Гармоничный взгляд

Правильное воззрение

Самма Санкаппа

Гармоничное намерение

Правильная мысль, устремление

Самма Вача

Гармоничная коммуникация

Правильная речь

Самма Камманта

Гармоничное поведение

Правильное действие, движение

Самма Аджива

Гармоничный образ жизни

Правильные средства к существованию

Самма Вайяма

Гармоничная практика

Правильное усилие

Самма Сати

Гармоничная осознанность

Правильное осознавание, наблюдение

Самма Самадхи

Гармоничная собранность

Правильная концентрация

Арийяпарийесана Сутта

Лекция «Благородный Поиск», Мадджхима Никая 26. Проводя различие между благородной и неблагородной истинами, Будда даёт одно из наиболее полных описаний своего собственного пути к пробуждению.

арупа

Без тела; «а-» значит «без», «рупа» — «тело»15. Первые три джханы относятся к «рупа», поскольку в них остаются чувственные ощущения. Четвёртая джхана и выше считаются «арупа», так как чувственные восприятия иссякают.

авиджжа (санскр. авидья)

Неосознанность, неведение, заблуждение по поводу природы ума. Авиджжа обычно переводится как «неведение», хотя в оригинале этот термин имеет менее уничижительный смысловой оттенок. Но, как и в английском, корень этого слова указывает на склонность упускать из виду истинную природу явлений16. Авиджжа — это начало нисходящего потока Зависимого Возникновения. Без неё не было бы страдания.

ачинтейя

Вопросы, на которые невозможно найти ответ. Будда говорит о четырёх темах, которые могут ввести нас в смятение, если мы будем упорно пытаться в них разобраться: каковы силы, свойственные просветлённому существу; чего в максимуме можно достичь с помощью медитации; какая карма спровоцировала то или иное конкретное наблюдаемое событие; откуда произошла вселенная.

Бодхи, дерево

Большое фиговое дерево, по сей день растущее в Бодх-Гае в Индии, под которым Будда достиг полного пробуждения. «Бодхи» обычно переводится как «просветление».

брахмавихара

Четыре «возвышенных состояния», или «божественных обиталища»: метта (доброта или доброжелательность), каруна (сострадание), мудита (радость или радость близости ко всем существам) и упеккха (равностность, невозмутимость, внутренний покой).

Буддагоса

Тхеравадинский буддийский учёный и комментатор, живший в Индии в V веке нашей эры. Стал известен благодаря своему трактату «Висуддхимагга», или «Путь очищения». Это изложение составляет ортодоксальное понимание тхеравадинских текстов начиная по крайней мере с XII столетия нашей эры. Между тем пониманием медитации, которое описывает Буддхагхоса, и тем, что можно найти в ранних записях лекций Будды, есть значительные различия. Там, где эти расхождения имеют место, ранние тексты представляют собой лучшее руководство к эффективной практике. (См. «Висуддхимагга».)

бхава

Привычная склонность, эмоциональная привычка. Десятый элемент потока Зависимого Возникновения. Часто переводится как «становление» или «существование». Но эти значения вводят в заблуждение. В медитации бхава испытывается как возникновение знакомых или привычных паттернов мышления и эмоций.

бхиккху

Монах.

вайяма

Практика. Шестой аспект Восьмеричного Пути, который обычно переводится как «усилие» или «правильное усилие». Но этот термин не следует путать с чем-то вроде отталкивания и с каким-либо напряжением. Умелое усилие заключается в том, чтобы расслаблять и отпускать, а не напрягаться. (См. также «арийо аттхангико магго», Благородный Восьмеричный Путь.)

вача

Коммуникация, речь. В Восьмеричном Пути этот термин обычно переводится как «речь», но на самом деле он включает в себя больше, чем просто произносимые слова. Сюда входит письменная, печатная и любая другая коммуникация. (См. также «арийо аттхангико магго», Благородный Восьмеричный Путь.)

вимутти

Отпускание, освобождение, свобода от ограничений обусловленного ума.

виньняна (санскр. виньяна)

Сознание, осознание. Третья фаза Зависимого Порождения и последняя из пяти совокупностей (кхандхи).

випассана

Прозрение в истинную природу реальности. Випассана — это не просто восприятие того, что вокруг нас, но также памятование о том, что ум отвечает за это восприятие. Этот термин часто относится к практике медитации Будды, основанной на осознанности.

вирага

Бесстрастие. Это схоже с безучастностью или равнодушием. Однако вирага подразумевает внимательный ум, который при этом не стремится получить какие-либо результаты. Вирага важна для вхождения в восьмую джхану и для восходящего пути Зависимого Порождения.

Висуддхимагга

«Путь очищения». Текст, составленный Буддагосой, примерно в 430 г. н. э. Это, возможно, наиболее влиятельный труд в традиции Тхеравады. Буддагоса намеревался найти общее основание для различных буддийских школ того времени. Его задачей было не определить, какая из них больше соответствует наиболее древним сохранившимся учениям Будды, но вместо этого оказать равные реферансы интерпретациям каждой из школ. Таким образом, в некоторых важных аспектах его трактат расходится с изначальным учением Будды. (См. «Буддагоса».)

вирийя (санскр. вирья)

Энергия, энтузиазм. Один из семи факторов пробуждения.

джарамарана

Конечное звено в нисходящем течении Зависимого Возникновения. «Джара» буквально означает «старость», «марана» — «смерть». «Джарамарана» относится к «полной массе страдания»: «горю, скорби, боли, печали и отчаянию».

джхана

Стадия медитативного познания, достигнутого прямым опытом. В самых ранних записях бесед Будды джханы определённо не являются состояниями поглощённости.

диттхи (санскр. дришти)

Взгляд, воззрение, позиция. В буддизме взгляд или позиция — это не просто абстрактное утверждение, но заряженная интерпретация, которая может придать форму опыту и мысли. Правильное воззрение, или гармоничная позиция (самма-диттхи), — это первый аспект Восьмеричного Пути. Он относится не столько к поддержанию некоего правильного взгляда, сколько к тому, чтобы придерживаться такого вИдения, которое было бы максимально ясным и не ограниченным какими-либо определёнными позициями. (См. также «арийо аттхангико магго», Благородный Восьмеричный Путь.)

дуккха

Неудовлетворённость, страдание, стресс, недовольство. Первая Благородная Истина, показывающая, что жизнь сопровождается неудовлетворённостью. Будда никогда не говорил, что жизнь ЕСТЬ страдание, а лишь о том, что ничто в этой жизни не может обеспечить надёжной основы для счастья.

дхамма (санскр. дхарма)

Закон; то, как всё происходит; естественный порядок вещей. Этот термин также может означать феномен в его таковости, качество сознания или учение. В последнем случае пишется с заглавной буквы. «Принять прибежище в дхамме» означает принять прибежище в том, как вещи происходят на самом деле. «Принять прибежище в Дхамме» значит положиться на учение Будды.

дхаммачанда

Любовь к дхамме, желание дхаммы, желание жить в гармонии со всем существующим.

дхамма вичайя

Исследование, или исследование дхамм. Один из семи факторов пробуждения.

кайя

Тело. «Кайя» относится лишь к материальному телу — тому, что после смерти являет собой труп. «Рупа» относится к живому телу17.

камманта

Действие, движение или поведение. В Восьмеричном Пути «самма камманта» относится к такому поведению, которое было бы гармонично жизни и способствовало бы пробуждению. (См. также «арийо аттхангико магго», Благородный Восьмеричный Путь.)

камма (санскр. карма)

Результаты наших физических, вербальных или умственных действий. Всё, что мы делаем, создаёт потенциал для возникновения других явлений. Если мы мудры, мы действуем так, чтобы не создавать предпосылки для трудностей или несчастий в будущем.

Кандарака Сутта

Лекция, которую Будда дал нищенствующему аскету Кандараке, Мадджхима Никая 51. Будда описывает некоторые практики, используемые продвинутыми медитаторами, а также проводит различие между людьми, приносящими вред и беспокойство себе или другим, и теми, кто живёт в соответствии с Дхаммой.

каруна

Сострадание. Вторая из четырёх брахмавихар, или возвышенных состояний.

касина (санскр. критшна)

Один из десяти объектов медитации. Каждый из этих десяти является элементом (земля, вода, воздух, огонь) либо цветом. Медитатор фокусирует своё внимание на объекте. Сутты упоминают медитации на касина; с высокой вероятностью эти описания являются позднейшими вставками и были заимствованы из браминской традиции.

кути

Домик для медитации.

кхандха (санскр. скандха)

Совокупность, кучи. Пять кхандх (тело, эмоциональная окраска, восприятие, концепты и нарративы, а также сознание, или самосознание) относятся к различным явлениям, с которыми люди часто отождествляются. В этом контексте они часто формулируются как «совокупности, подверженные влиянию цепляния». Бханте Вималарамси называет их «совокупностями, подверженными влиянию страстного желания и цепляния».

магга

Путь. «Арийо аттхангико магго» — это Восьмеричный Путь, которому учил Будда.

Мадджхима Никая

Лекции Средней Длины. Палийский Канон представляет собой собрание более чем 10 000 сутт, или лекций, приписываемых Будде либо его главным ученикам. Они разделены на три питаки («корзины»). Вторая корзина, Сутта Питака, разделена на пять никай (сводов). Мадджхима Никая — это второй свод из пяти. Он содержит 152 сутты. В них дано сжатое изложение учения Будды, касающееся всех его аспектов.

метта

Любящая доброта, доброжелательность, мягкое дружелюбие. Первое из четырёх возвышенных состояний (брахмавихар), которые Будда рекомендовал для культивирования. Они могут выступать в роли очень эффективных объектов медитации.

мудита

Радость; особенно, но не исключительно — радость, возникающая при виде чьей-то удачи. Третье из четырёх возвышенных состояний (брахмавихар), используемых в качестве крайне эффективных объектов медитации.

намарупа

Ум-тело. В качестве стадии Зависимого Возникновения намарупа относится к условию до того, как ум и тело возникли как отдельные явления. В текстах говорится, что ум (нама) и тело (рупа) возникают совместно.

ниббана (санскр. нирвана)

Исчезновение. Это слово буквально означает «погасить» — например, свечу. После этого пламя исчезает. Согласно научной мысли времён Будды после исчезновения огня элемент тепла, содержавшийся в нём, не уходит. Он просто перестаёт цепляться за горящий объект. Он рассеивается. Поэтому для тех, кто слышал, как Будда использовал этот термин, он означал полное прекращение страстного желания и цепляния. С помощью практики медитации мы можем расслабиться так глубоко, что всё восприятие и сознание прекращается на какое-то время. Выйдя из этого состояния, мы можем видеть Зависимое Возникновение так ясно, что перестаём отождествляться с какими-либо психофизическими процессами. Когда это прозрение оказывается достаточно глубоким и полным, мы переживаем пробуждение.

ниббида

Раз-очарование18. Видение истинной природы того, как явления работают на самом деле, угасание зачарованности миром или привязанности к нему. Поначалу этот опыт может быть весьма беспокоящим. Но по мере углубления он превращается в бесстрастие.

ниварана

Препятствие. Буквально означает завесу: она закрывает нечто важное. Шесть Р — это лучший способ работать с препятствиями и использовать их для своего продвижения.

нимитта

Умственный знак, или видение, которое может возникнуть в ходе медитации, особенно в четвёртой джхане и выше. Часто он видится как белый свет или белый диск. Некоторые традиции используют его в качестве объекта медитации, чтобы погрузиться дальше в состояние поглощённости. Однако разумнее отметить его появление и применить 6Р, как и ко всему остальному. Это помогает нашему уму-сердцу идти ещё глубже.

ниродха

Прекращение, отсутствие, отмирание. Третья из Четырёх Благородных Истин, которая указывает на прекращение всех страданий.

пали

Язык, использовавшийся при записи сутт и многих ранних текстов.

пассадхи

Покой, безмятежность, спокойствие. Седьмой фактор пробуждения и часть «восходящего пути» Зависимого Возникновения.

пассамбайя

Расслабление, успокоение, привнесение безмятежности.

патиччасамуппада (санскр. пратитьясамутпада)

Зависимое Возникновение. Центральное учение Будды о том, как всё возникает благодаря причинам и условиям. Ясное вИдение этого — ключевой момент на пути пробуждения.

пити (санскр. прити)

Радость. Иногда переводится как восторг, но «пити» не обязательно должна быть чем-то ошеломляющим. Она может варьироваться от колоссального восторга до мирной всепроникающей радости. Это один из признаков первой джханы.

пхасса (санскр. спарса)

Контакт, сырое чувственное впечатление. Определяется как сочетание трёх факторов: чувственных данных (например, свет), органа чувств (например, глаз) и сознания (например, зрительное сознание). Это первый элемент в Зависимом Возникновении, который может быть замечен средним человеком, не прошедшим продвинутой медитативной тренировки.

рупа

Тело, физический феномен, чувственная информация. Термин имеет разные значения в зависимости от контекста. В качестве первой кхандхи это физические явления, ощущения, полученные органами чувств. В «намарупа» «рупа» означает физическое в противоположность умственному («нама»).

саддха (санскр. шраддха)

Вера, уверенность. В определённом контексте обозначает веру в путь Будды. Это часть «восходящего пути» Зависимого Возникновения. После того как человек вошёл в поток19, саддха становится непоколебимой.

самадхи

Собранность, спокойное следование. Часто переводится как «сосредоточение» или «одноточечность». Но на самом деле самадхи не подразумевает ни напряжения, производимого «сосредоточением», ни блокирования других феноменов, как это происходит в «одноточечности». Это полностью целостное и тихое состояние сознания. Самадхи — один из факторов пробуждения, а также часть Восьмеричного Пути. (См. также «арийо аттхангико магго», Благородный Восьмеричный Путь.)

самма

Гармоничный, умелый. В контексте Восьмеричного Пути часто переводится как «правильный». Но палийский термин не несёт смысла «правильный» и «ошибочный» или «хороший» и «плохой». Название всех восьми аспектов Восьмеричного Пути начинается с «самма». (См. также «арийо аттхангико магго», Благородный Восьмеричный Путь.)

самсара

Мир с его страданиями. Буквально означает «непрерывный поток» и относится к непрерывному потоку от рождения к жизни и далее к смерти и новому рождению.

самудайя

Возникновение, источник. Вторая Благородная Истина, относящаяся к возникновению неудовлетворённости (дуккха).

Самьютта Никая

Связанные лекции. Палийский Канон представляет собой собрание более чем 10 000 сутт, или лекций, приписываемых Будде либо его главным ученикам. Они разделены на три питаки («корзины»). Вторая корзина, Сутта Питака, разделена на пять никай (сводов). Самьютта Никая — это третий свод из пяти. Сутты в нём сгруппированы в пять вагга (разделов), каждый из которых в свою очередь разделён на самьютты (главы) согласно определённым темам.

санкаппа

Намерение. Также может быть переведено как «мысль» или «устремление», но вариант «намерение» ближе всего к изначальному значению. Это второй аспект Восьмеричного Пути, естественным образом выходящий из мудрости, или гармоничного взгляда на жизнь. (См. также «арийо аттхангико магго», Благородный Восьмеричный Путь.)

санкхара

То, что было сложено вместе или сформировано; формация; волевая формация. В пассивном смысле «санкхара» относится, в основном, к обусловленным феноменам или конкретно к сформировавшейся умственной склонности. Так этот термин используется во втором элементе Зависимого Возникновения. В этом контексте он иногда переводится как «потенциал». В активном смысле «санкхара» относится к способности ума-сердца складывать формации вместе (волевая формация). В таком смысле он используется в качестве четвёртой кхандхи.

сання (санскр. самджня)

Восприятие, ярлык. Это тонкий, но активный процесс, в котором мы сравниваем тот или иной опыт с прошлым опытом и идентифицируем воспринимаемое (т. е. определяем для него ярлычок).

Сарипутта (санскр. Шарипутра)

Один из главных учеников Будды, который «славился мудростью», что значило, что его понимание Дхаммы было исключительно чётким.

Сарнатх

Маленький город недалеко от Варанаси. Здесь в Оленьем Парке Будда впервые учил Дхамме пятерых аскетов, которые были его соратниками до просветления.

сати (санскр. смрити)

Осознанность, сердечность, состояние полного присутствия без привычных реакций. Это очень важное качество в буддистской практике. Палийский язык не делает различия между умом и сердцем, поэтому сати включает оба этих качества. Это уравновешивающий фактор из числа семи факторов пробуждения. Кроме того, это седьмой аспект Восьмеричного Пути. (См. также «арийо аттхангико магго», Благородный Восьмеричный Путь.)

сукха

Счастье. Важный фактор в первых двух джханах.

сутта (санкр. сутра)

Лекция, которую дал Будда. Сутты — это часть корпуса канонических текстов. Термин буквально значит «нить». Это намёк, что все сутты, подобно нитям, образуют «единое полотно» Дхаммы. Важно понимать, что все сутты тесно взаимосвязаны.

танха (санскр. тришна)

Страстное желание, сжатость, цепляние. Хотя «танха» чаще всего переводится как «страстное желание», это явление может быть очень тонким. Это довербальное сжатие, возникающее при попытке избежать чего-либо неприятного, при залипании на чём-то приятном или стремлении проредить в своей жизни нейтральное, эмоционально «безвкусное». Будда определял её как «слабое звено» цепи Зависимого Возникновения — место, в котором его нисходящий поток проще всего остановить через расслабление этого сжатия. Помимо того, что танха является восьмой фазой Зависимого Возникновения, она также тонко присутствует и в других фазах, являясь и второй из Четырёх Благородных Истин.

тилаккхана (санскр. трилакшана)

Три характеристики всех явлений в обусловленном мире: неудовлетворительность (дуккха), непостоянство (аничча) и не-личностность, или безличностность (анатта).

упадана

Цепляние. Всегда проявляется как думание или запуск процесса думания (имеется в виду думание о предмете цепляния. — Прим. пер.). Седьмая фаза Зависимого Возникновения. Возникает в том случае, если танха не подверглась расслаблению и отпусканию.

Упака

См. «адживака».

упеккха

Равностность, невозмутимость. Четвёртое из возвышенных состояний (брахмавихар) и один из факторов пробуждения. Упеккха очень важна, особенно в высших джханах.

чаттари арийя саччани

Четыре Благородные Истины. Это — ядро учения Будды. Слово «Благородный» относится не к истинам, а к уму, способному воспринять их. Четыре Истины — это дуккха (неудовлетворённость, страдание), танха (сжатость, страстное желание), ниродха (прекращение, отпускание танхи) и Восьмеричный Путь (арийо аттхангико магго).

чанда

Здоровое желание. Не все желания всегда плохи. Желание быть более любящим, сострадательным или щедрым, желание не быть эгоистичным или скупым — всё это примеры здоровых желаний. Они могут продвинуть нас в здоровом направлении. Они способствуют установлению полезного намерения. Однако по мере того как наш ум будет становиться всё более безмятежным и восприимчивым, всё сжатие должно быть расслаблено и отпущено. Даже здоровые желания могут блокировать возникновение естественной чистоты ума-сердца.

яна

Знание, достигнутое посредством медитации.

Карта, составленная Буддой

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *