Примечания

  1. Например, см. Анупада Сутту, Мадджхима Никая 111.
  2. Для ознакомления с краткими инструкциями см. Главу 2. Более подробные инструкции можно найти в Части III «Путь».
  3. В главе 17 «Лакуны: Шестая джхана» мы вернёмся к этому опыту, когда будем рассматривать «место безграничного сознания».
  4. Медитационный Центр «Дхамма Сукха» значительно развился со времён своего скромного начала. Чтобы узнать об этом больше, см. Приложение А или посетите сайт www.dhammasukha.org .
  5. Также известная как «Опоры осознанности», Мадджхима Никая 10.
  6. Одной из причин того, что я поначалу упустил некоторые базовые инструкции Будды, было то, что большая часть тхеравадинской практики сегодня берёт начало в трактате «Висуддхимагга», а не в суттах. Сутты — это самые ранние сохранившиеся записи реальных лекций Будды. «Висуддхимагга» же была написана в пятом веке нашей эры Буддагосой с целью примирить некоторые школы буддизма, возникшие спустя десять веков после времён жизни Будды.

Буддагоса был мастером Вед — древнего браминского (индуистского) священного текста, — прежде чем стал буддистским монахом. Он был скорее учёным, нежели медитатором. В своих текстах он в значительной степени полагался на своё знание Вед и браминской медитации.

Будда тоже глубоко знал Веды и браминскую медитацию. Когда он овладел этими практиками, он обнаружил, что те не работают, несмотря на их распространение.

Поэтому, когда он сел под деревом Бодхи, намереваясь найти путь к полному просветлению, его практика значительно отличалась от браминской. Его учение более точно сохранено в суттах, нежели в комментарии Буддагосы.

«Висуддхимагга» — это, конечно, ценный текст. Но в пунктах, имеющих расхождения с суттами, инструкции сутт оказываются более эффективными.

  1. Бханте Вималарамси. Дыхание любви (Breath of Love. Ehipassiko Foundation of Indonesia, 2011).
  2. «Непостижимое», Ангуттара Никая 4.77.
  3. Например, Бахудхатука Сутта («Множество видов элементов»), Мадджхима Никая 115, стих 11.
  4. См. Махасаччака Сутту, Мадджхима Никая 36.
  5. Очень важно различать клиническую депрессию и истинное разочарование. Клиническая депрессия может быть весьма серьёзна и нуждается в профессиональной помощи. Если есть сомнения, нужно принять во внимание возможность клинической депрессии и поискать содействия в её излечении.
  6. Самьютта Никая, «Книга причинности (Ниданавагга)», раздел 23, даёт это описание в направлении прекращения: оно начинается со «знания о разрушении всех загрязнений» и прослеживает непосредственные причины вплоть до неведения. В прочих разделах «Книги причинности» содержатся другие описания Зависимого Возникновения — как «вниз по течению», так и «вверх».
  7. «Танха» часто противопоставляется «чанда», где «танха» переводится как «нездоровое желание», а «чанда» — как «здоровое желание». Примеры чанда: желание быть счастливым, щедрым или добрым, желание не быть обманщиком или применять насилие. Поначалу в духовном развитии здоровые желания усиливаются, а нездоровые ослабляются.

Но по мере созревания на пути это различение становится всё менее полезным. Оба рода желания имеют в своей основе напряжение, которое блокирует развитие дальше определённой точки. Желание быть просветлённым — это всё же желание, которое может быть полезно поначалу, но позже должно раствориться. Определяется ли какое-либо побуждение как здоровое или деструктивное, мы поступаем с ним одним и тем же образом: применяем к нему 6Р. Мы видим это, отпускаем это, расслабляем, улыбаемся и возвращаемся к объекту медитации.

В данной книге я использую слово «танха» в его изначальном смысле — как физическое, эмоциональное или умственное сжатие, напряжённость. «Желание» относится к целому комплексу желаний, ощущений, концептов и мотиваций. «Танха» — к простому, довербальному, доконцептуальному сжатию. Это корень страдания и неудовлетворённости.

  1. T. W. Rhys David. The Questions of King Milinda, Vol. 1 of 2. Charleston: Forgotten Books, 2007.
  2. D. W. Winnicott. Maturational Processes and the Facilitating Environment. New York: International Universities Press, 1965.
  3. Тысячи философов и психологов говорят о том же, обозначая это разными названиями.
  4. Александр Лоуэн, основавший биоэнергетическую психотерапию, описывает это наиболее грубо: «”Я” — это тело». См. Alexander Lowen. The Betrayal of the Body. New York: Collier, 1967.
  5. Bhikkhu Nanamoli and Bhikkhu Bodhi. The Middle Length Discourses of the Buddha. Wisdom Publications, 2005. Р. 11291136.
  6. Более полное описание седьмой джханы см. в Главе 18.
  7. Кен Уилбер подробно описал эти три царства. Например, см. Integral Spirituality. Boston & London: Integral Books, 2007.
  8. Арьяпарийесана Сутта, Мадджхима Никая 26, стих 25.
  9. Самьютта Никая 56.11.
  10. Сона Сутта, Ангуттара Никая 6.55, перевод Тханиссаро Бхикку (www.accesstoinsight.com).
  11. Charles Tart. Waking Up: Overcoming the Obstacles to Human Potential. Boston: New Science Library, Shambhala, 1987.
  12. Немного подробнее я расскажу об опыте прошлых жизней и иных миров, когда буду говорить о четвёртой джхане в Главе 15.
  13. Эти фразы и эта практика слегка адаптированы для метода, которому я научился у Бханте Вималарамси. Я благодарен ему за то, что он высветил сущность прощения.
  14. Есть целый ряд различий между техниками, которым я научился в Таиланде, и тем, что узнал от Бханте. Одно из них заключается в использовании умственного именования. Я находил его полезным, когда ум становился рассеянным. Но по мере продвижения по лестнице джхан усилие, связанное с именованием, ощущалось всё более грубым и неуклюжим — как и метта-фразы, когда они начинают чувствоваться неуместными. В этом случае они могут помешать уму погрузиться глубже. На этой стадии именование лучше прекратить.

Другая разница заключается в том, что практики, которым учил Будда, делают явный акцент на лёгкости и расслаблении на каждом шаге пути. В Главе 21 мы увидим больше деталей в плане эффективности различных техник. В целом я нашёл, что медитация Будды в том виде, как я ей научился у Бханте, намного более эффективна.

  1. Пример таких описаний из Кандарака Сутты, Мадджхима Никая 51, цитируется начиная с Главы 15.
  2. William Johnson (ed). The Cloud of Unknowing and The Book of Privy Counseling. New York: Image Books, 1973.
Карта, составленная Буддой

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *