Приложение В

Медитационные игры

Мы не являемся совершенными воплощениями некоего идеала. Идеалы слишком просты. Мы — совершенные воплощения того, что мы есть. Путь свободы открывает то, чем мы являемся, и позволяет этому свободно течь. Этот поток уникален в каждом из нас.

Наставления по джхане эффективны на ранних стадиях практики. В них много комнат, чтобы приютить уникальность каждого человека. Но на высших стадиях в нас остаётся лишь всё более и более уникальное. Инструкции могут изменяться нашей интуицией в соответствии с индивидуальными особенностями и конкретными потребностями медитации.

Практики, приведённые ниже, — это медитационные игры (проявление санук), которые я нашёл полезными и интересными. Некоторые уже упоминались выше, а другие — нет. Я собрал их здесь для удобства. Пригодиться может каждая — в зависимости от ваших склонностей, упущений, способностей и привычек. Я предлагаю их лишь в качестве игры, в которую можно попробовать поиграть, используя её и в дальнейшем, если она окажется полезной. Многие из них имеют целью ослабить серьёзность нашего сражения.

Некоторые из этих игр подходят для любой стадии медитационной практики, с самого начала. Они были уже упомянуты ранее. Это разделение, впрочем, далеко от точности. Я рекомендую вам поиграть с ними и включить в свою практику, если вы найдёте их полезными.

Помните, что на какой бы стадии практики вы ни находились, медитация работает лучше, если мы относимся к ней играючи.

Наблюдение за автомобилями

Во время моего второго ретрита много лет назад Джек Корнфилд рассказал об этой игре.

Представьте, что вы стоите возле скоростного шоссе. Мысли проносятся мимо, как автомобили на дороге. Если вы попытаетесь увидеть, как каждая из них появляется и куда исчезает, вы лишь заработаете головокружение, вертя головой туда-сюда. Вместо этого направьте свой взгляд поперёк шоссе. Заметьте, когда автомобиль/мысль проносится мимо, но не провожайте её взглядом. Пусть внимание не следует за ними. Позвольте им промчаться сквозь ваше сознание и отпускайте их ехать дальше. Не важно, откуда они приходят и куда уходят. Просто заметьте сам момент их появления и отпустите прочь.

Межзвёздное путешествие

Когда вы расслабились и сознание стало лёгким, закройте глаза. Представьте, что вы — многомерное существо, которое только что прибыло на Землю в виде космического излучения. Время и пространство преодолевается не телом, а лишь сознанием. Вы вообще никогда не обладали телом или личностью раньше. Вы только что прибыли и оказались внутри представителя человеческой расы. Ощущения этой формы бытия новы для вас. Замечайте их возникновение.

Вы играете в межзвёздное путешествие, чтобы просто пребывать с текущими ощущениями и мыслями, будто они совершенно в новинку для вас.

За пределами ума-тела

Если вам понравилось «Межзвёздное путешествие», вы можете попробовать другую версию. Начинаете игру так, как описывалось выше, но делаете ещё один шаг. Вместо того чтобы просто замечать то, что возникает в этом странном прекрасном теле, отмечайте это и откладывайте в сторону.

Например, вы слышите звук или чувствуете запах. Заметьте их… А потом отложите.

Что у нас там ещё? Мысли и эмоции… И опять — распознайте их и смотрите дальше.

Ощущения: прикосновения, кинестетика, световые структуры. Отметьте это и двигайтесь дальше…

Мягко уводите внимание от всего, что возникает через пять чувств или мысли. … После этого остаётся некая энергия. Будьте с ней. Не интерпретируйте её. Не переводите это чувство в мысль. Прочувствуйте его так, как оно есть, прямо и просто…

Вы можете ощутить нечто сущностное, не имеющее отношения к инстинктам, рефлексам или страхам — нечто, не связанное с телом, личностью или обусловленностью. Что это?

Не сражайтесь с реальностью

Учитель Байрон Кэти говорит: «Если мы сражаемся с реальностью, мы проигрываем — примерно в ста процентах случаев».

Истина в том, что реальность не заботится о том, что нам нравится, а что нет. Есть то, что есть, независимо от наших мнений и предпочтений. И тем не менее у каждого из нас имеются мнения и предпочтения. Какими бы ни были наши намерения, все мы время от времени сражаемся с реальностью. Это битва, заранее обречённая на поражение.

В этой игре необходимо замечать любое сопротивление, возникающее в вас. Если ваш ум возбуждён и вы хотите, чтобы он успокоился, можете ли вы просто расслабиться и позволить ему быть возбуждённым, не сражаясь с ним, но и не потакая ему? Если вы чувствуете сонливость и хотите, чтобы у вас было больше энергии, можете ли вы просто позволить сонливости быть сонливостью без потворствования ей или сражения вместо попыток получить больше энергии? Воспринимайте это как есть, настолько непосредственно, насколько можете. Если вы не можете успокоиться, а хотели бы, можете ли вы просто расслабиться в этой беспокойности?

Замечайте любую трудность — или сопротивление реальности — и позвольте этому чувству трудности быть чувством трудности или чувству сопротивления быть чувством сопротивления. Предоставьте реальности быть такой, какая она есть. Помните: ваши мнения и предпочтения не имеют значения. Имеет значение лишь то, что составляет реальность, то, что является истиной. Будьте с этой истиной. Не сражайтесь с реальностью. Наслаждайтесь ей.

Сопротивление бесполезно

Другая версия игры «Не сражайся с реальностью» — это цитата из «Стар Трэк». Могущественное сообщество людей, называемых боргами, провозглашало: «Сопротивление бесполезно», имея в виду: «Мы всесильны, и любая попытка сопротивляться нам бессмысленна, поэтому будет разумно сразу же сдаться».

Каждый раз, когда в медитации возникает что-то, что вам не нравится и от чего вы хотели бы избавиться, просто напомните себе беспечно: «Сопротивление бесполезно».

DROPS14

У Бханте есть акроним, который оказался полезным в моей практике. Это DROPS, который расшифровывается следующим образом: «Не сопротивляйся и не отталкивай. Смягчись» (Dont Resist or Push. Soften). Обнаружив, что с чем-то сражаетесь, напомните себе, что вместо того чтобы оказывать жёсткое сопротивление, лучше попытаться стать мягче, расслабиться.

Мы здесь

Когда ум особенно смущён чем-то и не может с этим разобраться, фраза «Мы здесь» может послужить напоминанием о том, чтобы не пытаться вычислить и проанализировать что-либо. Вместо этого просто бросьте всё, кроме настоящего момента. «Мы здесь» говорит нам: «Давайте просто посмотрим на то, что имеет место прямо здесь и сейчас, а всё остальное пусть идёт своей дорогой». Это игровой способ обострить осознанность.

Что происходит прямо сейчас?

«Что происходит прямо сейчас?» похоже на «Мы здесь». Но поскольку здесь используется вопрос, в данном случае акцент смещается в сторону вопрошания, а не осознавания. (И вопрошание, и осознанность являются факторами пробуждения).

Сброс

Тибетский учитель Йонге Мингьюр Ринпоче как-то раз, сидя перед большой группой медитаторов с поднятой рукой, сказал: «Когда я уроню свою руку, позвольте сброситься и вашему думанию».

Я смотрел на него во все глаза. Когда он сдался гравитации и позволил упасть руке на подушку, я позволил своему думанию упасть точно так же. Он был прав. Мой ум стал полностью безмолвным. Секунду или две спустя мысли начали возвращаться. Но в тот короткий миг воцарилось естественное безмолвие, внутренний покой.

Сидя в медитации и пытаясь понять, к какой технике прибегнуть, чтобы привести в порядок внутренний хаос, сброс думания на мгновение оказывается хорошим способом, так сказать, «вытереть доску» и начать всё с чистого листа. Сброс — это способ отпустить всё без попыток проанализировать.

Театр мыслей

Представьте, что вы сидите в театре и смотрите на сцену. Актёры в этом театре — ваши мысли. Смотрите, как они пересекают сцену. Одни движутся плавно, другие — быстрыми скачками, как белки; некоторые проносятся быстро и прямо, иные петляют; те опрятны, эти неряшливы. Порой сцена оказывается пустой и вы ждёте, когда кто-нибудь на ней появится. Если так, не торопите их. Просто созерцайте пустую сцену.

Пузыри мыслей

Это разновидность «Театра мыслей», в которой мы видим мысли как своего рода пузырьки, плывущие вниз по потоку. Пока пузырь не лопнет, мы не узнаем, что у него внутри. Можете ли вы увидеть мысль до того, как будете знать, о чём она?

Отложенное сомнение

Сомнения — это моё любимое препятствие. Я обнаружил, что просто пытаться принудить сомнения уйти или подавить их — дело напрасное. Как и для большей части препятствий, грубая сила не является здесь эффективным инструментом.

Но зато я понял, что иногда могу как бы договориться с сомнением, заключить с ним сделку: «Я тебя только отложу ненадолго. Я скоро вернусь. Отдохни тут немного, ты заслужило отдых. А я обещаю, что не буду принимать каких-либо важных решений без тебя. Мы просто немного позабавимся и посмотрим, каково это — гулять без тебя. Но я, безусловно, люблю тебя и вернусь как можно скорее».

Никто

Без чувства «я» нет и препятствий. Но чувство «я» может быть очень настойчивым. Возможно, именно поэтому и препятствия порой весьма упорны.

В игре «Никто» мы пытаемся локализовать чувство «я» до уровня физического ощущения — своего рода ощущения сжатия — и расслабить его. Многие люди обнаруживают, что это ощущение располагается в центре головы, слегка ниже глаз. Но где бы вы ни нашли его, почувствовав в виде физического ощущения, попытайтесь расслабить напряжённость в нём. И посмотрите, что произойдёт. Чувство «я» может просто угаснуть: «я» становится «никем».

Никто не порождает препятствий. Никто свободен от проблем. Никто пронизан безмятежностью. Никто очень мудр. Никто свободен.

Что было до этого?

В потоке причинности Зависимого Возникновения всё имеет причину. Цель этой игры — научиться замечать события, предшествующие данному. Чтобы играть в неё, просто отмечайте, что сейчас имеет место в вашем уме и что было до того, как оно возникло.

Хитрость тут в том, чтобы не анализировать текущее содержание вашего ума и даже не пытаться вспомнить, что произошло раньше. Вместо этого посмотрите, не присутствуют ли эти предваряющие события в тонком виде прямо сейчас. Предпочтение (т. е. эмоциональная окраска), которое дало возможность возникновению напряжения, возможно, всё ещё здесь.

В игре можно увидеть, не продолжают ли присутствовать здесь и сейчас более тонкие предшественники вашего текущего состояния ума. А если так — можете ли вы расслабить их?

Нейронная сеть

Большая часть, если не всё, из того, что проходит через наш ум-сердце, имеет определённые нейрофизиологические соответствия. Повторяющиеся мысли или чувства образуют новые нейронные связи и побуждают к росту новые дендриты. Поэтому, если имеет место некое свободно плавающее напряжение в уме, это может активизировать соответствующие нейронные схемы и заставить мысль или чувство, связанные с ними, возникнуть вновь.

В этой игре мы замечаем нейронную сеть, когда какая-нибудь старая мысль или чувство возвращаются к нам. Как если бы мы сказали: «А, не удивительно, что это опять появилось. Это просто укоренившаяся схема в моём мозге». Это помогает видеть умственные события более объективно. Вместо того чтобы сражаться с ними, вы просто расслабляетесь и позволяете им быть. Если мы не подкрепляем их своим участием, со временем они сходят на нет сами собой.

Засни. С открытыми глазами. Доверься

Эти три фразы были моим руководством на протяжении нескольких лет. Они пришли ко мне, когда я попросил интуицию помочь мне в практике. «Засни» означает позволить чувству «я» заснуть, отдохнуть или уйти в продолжительный отпуск. «С открытыми глазами» — это памятка о том, что пока моё тело будет погружаться в глубокий отдых сна, мой ум будет оставаться бодрствующим. «Доверься» говорит, что, хотя я могу сомневаться в своей интуиции или инстинктах, лучшим решением может оказаться довериться им и последовать за ними, куда бы они меня ни повели, и посмотреть, что произойдёт.

Песня

Бывает, что в голове возникает какая-нибудь песня, стихи или музыка. Некоторые медитаторы в длительных ретритах не могут избавиться от этой досадливой напасти. Конечно же, ведь любое сражение с явлением лишь добавляет ему энергии. Возможно, мы приостановим его на короткое время, но когда расслабимся, оно прокрадётся вновь. Если же мы просто пытаемся быть терпимыми и заставляем себя смириться с его присутствием, мы тем самым игнорируем своё раздражение. В результате мотив или стихи продолжают вращаться в уме.

Так давайте с ними поиграем. В игре «Песня» мы позволяем назойливой мелодии выступить в роли объекта медитации. Мы по-настоящему искренне приветствуем её появление. Расслабляемся и открываемся ей. Делая так, мы пытаемся воспринять подлинные «звуки» в своём уме настолько ясно, насколько возможно.

Когда я впервые начал так играть, то тут же обнаружил, что как только я обращал полное своё внимание на песню, мелодия замедлялась и в итоге полностью останавливалась. Оставалась лишь одна нота — возможно, первая — или слог текста. Я начал видеть, что сам акт восприятия формирует единичный звук в музыкальную фразу или её фрагмент. И смог уловить, что во время борьбы с песней я, по сути, сам себе создавал противника, с которым и сражался.

Если же я просто расслаблялся, не ставя перед собой иной задачи помимо наблюдения того, что возникает, не оставалось ничего, кроме одного-единственного звука. Иногда это был всего лишь звук моего дыхания. В других случах он был сугубо умственного происхождения.

По мере наблюдения обнаруживалось некое сжатие где-то вокруг этого звука. С расслаблением звук увядал. Но в самом процессе я видел оставшееся предпочтение — желание, чтобы звук был или чтобы его не было. И я расслаблял это предпочтение, которое вело к цеплянию, что в свою очередь порождало болезненную привычку (песню или мелодию). Игра с песней превращается, таким образом, из препятствия (отторжения по отношению к мелодии или песне) в инструмент культивирования мудрости (различения потока Зависимого Возникновения).

Неуловимое Настоящее

В этой игре я пытаюсь приблизить своё сознание к настоящему моменту, насколько это возможно. Настоящее неуловимо. Когда свет, звук или любая сенсорная информация достигает глаза, уха или других органов чувств, нервные импульсы устремляются в мозг. Далее они направляются в кору головного мозга для расшифровки. И только после этого анализа я осознаю, что имеет место чувственный опыт. Весь этот процесс занимает заметные доли секунды. Поэтому ко времени, когда я осознаю зримую форму или звук, сами события уже как минимум на долю секунды отнесены в прошлое.

Если я замечаю звук и рассказываю самому себе историю наподобие «О, этот автомобиль производит шум, будто у него глушитель стреляет» — пока я закончу эту фразу, пройдёт несколько секунд.

Даже если я просто говорю себе: «А, это звук машины», я, конечно, ближе к настоящему, но всё же отстаю от него на секунду или около того.

Если я отпускаю звук прежде, чем даже назвал его, я отстал от настоящего лишь на долю секунды. Но всё же отстал.

Когда мой ум напряжён или занят, он отстаёт сильнее.

Игра «Неуловимое Настоящее» предназначена для того, чтобы увидеть, насколько близко я могу сместить осознавание к настоящему, зная, что никогда не достигну его в пределе. Чтобы хорошо в неё играть, нужно расслабиться и отпустить все мысли, истории, ярлыки и даже само восприятие.

Генератор слов

В этой игре мы наблюдаем слова по мере их появления в пространстве ума. Хитрость здесь в том, чтобы увидеть их не в смысле содержания, но как объекты ума. Видеть не словесный поток, а отдельные слова как события. Если воспринимать их со всей ясностью, они, кажется, возникают из ничего, подобно каплям воды, падающим с неба.

В потоке Зависимого Возникновения слова не формируются раньше Цепляния (упадана) и Привычки (бхава). Поэтому, если я могу видеть возникновение слов, я пытаюсь увидеть и любое напряжение (танха) вокруг них. И обязательно напряжение есть, хоть и обычно тонкое. Когда я расслабляю его, поток слов замедляется или останавливается.

Если я замечаю Чувство, Эмоциональную Окраску (ведана), и расслабляю его, ум обычно становится свободен от слов.

Вариантом этой игры является наблюдение умственных ярлыков — моментов восприятия — и их возникновения. Эти ярлыки могут возникать без слов, но перетекают в слова очень быстро, если только я не пребываю в глубоком расслаблении. Интересно увидеть разницу между действительным опытом слышания и ярлыком, который на него навешивается, или между зрительным образом фиолетового и названием «фиолетовый».

Псевдогаллюцинации

Во время ретрита перед сном я часто играю в псевдогаллюцинации. Играть лучше всего, когда комната погружена во тьму, но темнота должна быть не полной, а такой, как она бывает обычно ночью с уличным освещением.

Игра начинается с того, что я пытаюсь заснуть с открытыми и видящими глазами. Я позволяю телу расслабиться, как будто засыпаю, но глаза оставляю открытыми. Расслабляю все напряжения в глазах, но остаюсь осознающим визуальное поле. Возникает искушение либо закрыть глаза и совсем заснуть, либо, наоборот, перейти к более акцентированному бодрствованию по отношению к визуальному полю и таким образом внести в процесс напряжение.

Если я могу глубоко расслабиться и при этом остаться зрительно сознающим, через пять-десять минут (или даже быстрее) визуальное поле начинает складываться в узоры. Если я остаюсь расслабленным и сознающим, яркие психоделические огни начинают возникать вокруг тех или иных зрительных впечатлений. А если я остаюсь расслабленным и сознающим ещё дольше, то могу увидеть короткие, как в стробоскопе, образы, которые, кажется, приходят из иных миров и времён. Они очень живые и часто немного пугающие. Но испуг, даже малейший, заставляет их исчезнуть.

Я называю это псевдогаллюцинациями, поскольку настоящая галлюцинация — образ, который мы путаем с общепринятой реальностью. Мы верим, что видимое нами действительно существует. Но я знаю, что эти явления продукт либо зрительной системы, либо самого ума. Я никогда не верил в реалистичность того, что вижу.

Тем не менее трудно понять, чем эти образы обусловлены. И я не знаю, испытывают ли другие люди подобное. Но во время ретрита, поздней ночью, мой ум слишком расслаблен, чтобы беспокоиться о таких вещах. Я просто наслаждаюсь представлением.

И конечно, навык сочетания полного расслабления и осознанности чрезвычайно полезен в медитации или жизни вне этой игры.

Отключение

Несколько лет назад, сидя в седьмой джхане и пытаясь понять, как попасть в восьмую, я пытался полностью расслабиться и при этом оставаться бодрствующим. Внезапно визуальное поле как бы отключилось. В то время я не уделял особого внимания визуальному полю. Я просто расслаблялся. Но краем сознания я понимал, что, несмотря на то, что глаза мои закрыты, какие-то остатки света проникали сквозь веки. Внезапно это исчезло. Темнота стала полной.

Результат меня слегка испугал. Из-за этого испуга визуальное поле немедленно вернулось.

Это явление наблюдалось ещё несколько раз в другие сеансы. Постепенно я привык к нему, и когда визуальное поле отключалось, я уже не пугался. Темнота просто оставалась тёмной. Затем я постепенно вносил в неё малую толику напряжения, и визуальное поле возвращалось.

В следующие несколько дней моей игрой стали попытки расслабиться так, чтобы визуальное поле отключилось. На последующих ретритах, когда мой ум был в глубоком расслаблении, я обнаружил, что могу играть в эти отключения.

Мне было интересно, связаны ли эти отключения с восьмой джханой, ведь отключалась только одна дверь чувств, тогда как другие оставались частично нетронутыми. Но во время игры я нахожусь так глубоко в медитации, что эти вопросы всё же не сильно меня занимают.

В общем, это так и остаётся игрой, которую я не до конца понимаю. И ладно.

Ничего не делай, позволяй происходить всему

Вступая в восьмую джхану, важно убрать самого себя с дороги происходящего. Фраза «Ничего не делай, позволяй происходить всему» может послужить напоминанием о том, что нужно просто расслабляться и оставаться с явлениями так, как они есть.

Другие игры

Если у вас есть игры, которые оказались полезны в вашей медитации, и вы хотите поделиться ими, я с удовольствием узнал бы о них. Вы можете послать их описание по адресу: games@dougkraft.com. Спасибо.

Карта, составленная Буддой

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *