Приложение Б

Инструкции без прикрас

В этом приложении представлены сжатые инструкции по медитации. Более подробный вариант вы можете найти в соответствующем разделе данной книги.

Подготовка

Лучшая подготовка к медитации — это улыбаться каждый раз, когда вы вспомните об этом. Это помогает успокоить и открыть ум-сердце.

Духовный друг

Перед тем как начать практику, выберите духовного друга. Духовный друг — это живущий сейчас человек, которому вы можете относительно легко пожелать всего самого наилучшего. Духовным другом не должен быть ваш муж, жена или кто-то близкий — скажем, дочь или сын. Вы, возможно, сильно их любите, но такого рода отношения слишком сложны. Для целей медитации подходят более простые взаимоотношения. Кроме того, по схожим причинам лучше выбирать человека того пола, к которому вы испытываете меньшее влечение, во избежание возникновения сексуальных чувств.

Хорошим духовным другом мог бы быть, например, учитель, с которым вам было интересно, тётя, дядя, дедушка или бабушка, которые всегда присматривали за вами, или ваш добрый друг, которому вы всегда можете довериться.

Выбрав духовного друга, вы будете оставаться с ним в течение всех ранних стадий вашей практики. Менять духовных друзей не полезно для нашей практики.

Уединение

Найдите место для медитации, которое относительно отгорожено от мира: тихое, без телефонных звонков или чего-либо, что могло бы вас прервать, место, где можно сидеть с удобством. Создать идеальные условия невозможно, но полезно принять все разумные меры, чтобы обеспечить комфорт и тишину.

Поза

Поза не имеет сколько-нибудь особого значения. В сидении со скрещенными ногами нет никакого преимущества перед тем, чтобы сидеть на стуле. Поэтому сидите в позе, которая относительно удобна. Сев в медитацию, следует совсем не двигаться. Желание подвигаться должно подвергаться методу 6Р. Если мы всё же вынуждены пошевелиться, лучше всего встать и попрактиковать ходячую медитацию, а затем усесться поудобнее, поёрзать и дальше попытаться продолжать сидеть неподвижно.

Фразы Метты

Для того чтобы произвести метту, начните с простых фраз: «Пусть я буду счастлив», «Пусть я буду лёгок», «Пусть я буду полон радости», «Пусть я буду ощущать себя в безопасности», «Пусть мне будет хорошо», «Пусть я познаю доброту». Любое приподнятое состояние подойдёт. Фразы используются, чтобы «запустить насос» — произвести некоторое чувство приподнятости. Когда это чувство возникает, оно становится основным объектом медитации. Семьдесят пять процентов вашего внимания уделяется этому чувству. Двадцать процентов — тому человеку, которому вы посылаете метту. И пять процентов — очень малая доля — идёт на собственно фразы.

Произносите фразы мысленно, не чаще одного раза за дыхательный цикл. Если чувство метты или внутренний подъём сильны, используйте формулировки реже. Механическое или быстрое повторение фраз бесполезно. Выберите такие слова, которые бы работали для вас лично, так что вы могли бы говорить их искренне.

Шесть Р

Мысли, звуки, физические ощущения и другие отвлечения — всё это с неизбежностью будет нас преследовать во время практики. Если какая-то часть вашего внимания остаётся с чувством любящей доброты или с вашим духовным другом, просто игнорируйте возникающие отвлечения. Их присутствие не является проблемой. Не беспокойтесь об этом.

Но если отвлечение полностью завладело вашим вниманием, используйте Шесть Р: Распознайте (осознайте, куда ушло ваше внимание), Разожмите хватку ума (отпустите мысль, позвольте отвлечению жить своей жизнью, не держа на нём внимания и не отталкивая его), Расслабьтесь (смягчите тело, эмоции и ум), Радостно улыбнитесь (вызовите приподнятое состояние; если вы не можете естественным образом вызвать какое-либо приподнятое состояние, тогда просто приподнимите в полуулыбке кончики губ), Разверните ум к объекту (переведите это расслабленное и приподнятое сознание обратно на объект медитации) и — Рестарт (знайте, что повторение — это нормально; использовать Шесть Р много раз в течение сидения естественно и нужно).

Первая джхана — Радость

Начиная практику, удобно сядьте в уединённом месте и посылайте метту (или любое приподнятое чувство) самому себе. Делайте это искренне. Если вы несчастны, пожелание самому себе почувствовать счастье может быть очень искренним. Это всё, что имеет в данном случае значение.

Посылайте это благопожелание самому себе в течение примерно десяти минут. Оставшееся время медитации излучайте его своему духовному другу.

Оптимально сидеть хотя бы полчаса. Больше — лучше, если вы можете это делать без напряжения.

В определённый момент возникнет чувство истинной радости. Оно может быть очень коротким или будет продолжаться более длительное время. Это чувство стихает, переходя в счастье. Счастье утончается, перетекая в мирную равностность. Равностность может быть очень тонкой, постепенно увядая.

Этот цикл — от радости к счастью и затем к равностности — признак первой джханы. Цикл может пройти и сойти на нет очень быстро. Это нормально. Если вы запасётесь терпением, он вернётся. Так или иначе, знайте, что ваша практика прогрессирует.

Нет никакой необходимости знать, в какой вы джхане. Некоторые люди не могут распознать их, даже когда в них находятся, поскольку слова описывают реальный опыт неадекватно: джхана может не ощущаться в точности так, как вы ожидаете.

Единственное, что важно — это посылать метту или благопожелание и применять 6Р к отвлечениям. Всё остальное само о себе позаботится.

Вторая джхана — Уверенность

В ходе практики циклы от радости к счастью и далее к равностности будут длиться всё дольше. Возможно, счастье или равностность будут оставаться с вами какое-то время, не увядая. Отвлекающие мысли возникают реже, теряют интенсивность. Легче применять 6Р. Вы можете обрести уверенность в том, что эта практика действительно работает.

Всё это признаки второй джханы. Какой-либо резкой грани между первой и второй джханами не существует. Скорее, это просто процесс углубления радости, счастья, равностности и уверенности, а также уменьшения отвлечений. Они теряют силу.

Вы можете обнаружить, что произносимые мысленно фразы любящей доброты теперь ощущаются слишком грубыми, неуклюжими, неудобными: благопожелание сейчас течёт естественным образом и слова уже не кажутся необходимыми. Если так, то можно оставить их. Вы всё ещё пребываете с духовным другом и с чувством этих фраз в своём уме и сердце: продолжаете посылать метту другу. Всё то же самое, что и раньше, но без слов. Это называется «благородным безмолвием».

Некоторые люди находят, что на этой стадии излучение метты самому себе в начале медитации и затем необходимость вспомнить, что надо переключиться на духовного друга, мешает практике углубиться. Во второй джхане можно сразу посылать любящую доброту духовному другу. Вы сами автоматически включаетесь в это чувство, посылая его вовне. Теперь нет необходимости первые десять минут целенаправленно продолжать окружать любящей добротой самого себя.

Тем не менее если вы чувствуете, что было бы ценным или возвышающим некоторое время посылать метту самому себе, это тоже вполне допустимо.

Третья джхана — Мир

По мере углубления вашей медитации радость возникает всё реже или может перестать возникать совсем. Вместо того чтобы проходить через циклы от радости к счастью и далее к равностности, вы просто пребываете в равностности. Это чувство сильно и отчётливо, а не неуловимо как в начале. Нередко медитаторы думают, что с их практикой что-то пошло не так, поскольку в ней стало меньше радости. Для других радость смещается от яркого и относительно грубого чувства к широкому, всепроникающему состоянию мира и внутреннего покоя.

Вы обнаружите, что естественным образом вам хочется сидеть дольше и что наблюдаются заметные периоды без отвлечений — по крайней мере, достаточно сильных, чтобы захватить ваше внимание.

Всё это признаки третьей джханы.

И опять же, смещение от первой джханы ко второй и затем к третьей неотчётливо. Часто нет никакого внезапного изменения энергии или чувства — просто устойчивое углубление. Если вы работаете с учителем, он или она могут не говорить о том, в какой вы джхане, давая вам советы по изменению практики. Беспокойство по поводу того, где именно вы находитесь, не полезно. Просто позаботьтесь о практике, и практика позаботится о вас.

Четвёртая джхана — Исчезновение тела

По мере продолжения расслабления в сопровождении внимательности ваше тело становится столь безмятежным, что физические ощущения исчезают. Поначалу это может быть лишь какая-то отдельная область тела: возможно, вы заметите отсутствие ощущений в руках. Если вы слегка подвигаете ими или направите внимание на них, вы их почувствуете. Схожим образом могут отдалиться и уйти из поля внимания звуки. Возможно, вы не будете их замечать, пока не подумаете о них. Или они не исчезнут совсем, но будут казаться далёкими. Теперь они не могут так легко побеспокоить вас, как раньше.

Кроме того, теперь вы можете сидеть дольше. И в ходе вашего лучшего сеанса вы остаётесь со своим объектом медитации, не отвлекаясь от него на длительные периоды времени.

Вы в четвёртой джхане. Согласно ранним буддистским текстам вы стали продвинутым медитатором.

С этой джханой связаны заметные изменения в практике. Ваша равностность становится настолько сильной, что ваш учитель (если он есть) уже не будет беспокоиться о вашей заинтересованности по поводу того, в какой джхане вы находитесь. Таким образом, возможно, он будет говорить об этом с вами более открыто.

Поскольку тело исчезает из поля внимания, становится трудно излучать метту из сердца — физических ощущений осталось мало. Вы можете обнаружить, что посылать метту из головы или из макушки для вас теперь удобнее. Или же учитель сам предложит вам попробовать это.

Ваш наставник также может посоветовать провести несколько дополнительных практик. Первая связана с тем, что мы посылаем метту или благопожелание различным духовным друзьям — трём или четырём. Вы будете делать это с каждым из них до тех пор, пока не увидите, что он или она улыбается, а затем переходить к следующему.

После этого вам может быть предложено посылать метту любым значимым личностям в вашей жизни, в том числе и некоторым «трудным» людям, посылать которым счастье, радость и благополучие уже не так легко. И вновь мы адресуем метту каждому персонально, пока не увидим, что он или она улыбается.

Когда вы закончите практику с этими значимыми людьми, вам может быть предложено начать посылать благопожелание всем существам в шести направлениях. Сначала полезно посылать метту в каждом из направлений по отдельности: вперёд, назад, влево, вправо, вверх и вниз. После того как у вас появится хорошее чувство шести направлений, вы излучаете благополучие всем существам во всех направлениях сразу.

Когда вы сможете сделать это, ваша равностность окажется по-настоящему хорошо установленной. С этого момента вы будете посылать доброту, радость, благополучие и озарённость во всех направлениях и всем существам.

Пятая джхана — Пространство

Некоторые традиции говорят лишь о четырёх джханах, а четвёртая при этом включает четыре разных «места». Мне кажется, что проще говорить об этих местах как о пятой, шестой, седьмой и восьмой джханах.

В пятой джхане возникает чувство обширного пространства. Она называется Местом Безграничного Пространства и описывается как круг, чей центр везде, а окружность нигде. Ощущается как непрерывно расширяющаяся, хотя она уже бесконечна. Вы посылаете эту пространственность во всех направлениях.

Шестая джхана — Лакуны

По мере того как вы расслабляетесь, погружаясь в Пространство, возникают моменты, когда, кажется, ничто не происходит — образуются как бы прорехи, промежутки или лакуны в сознании. Это могут быть периоды глубокого внутреннего покоя или мерцания, когда всё останавливается на долю секунды. Ваше сознание настолько расслаблено, что всё это вас не беспокоит. Это ощущается как что-то естественное. Вы видите, как само сознание возникает и исчезает.

Это шестая джхана.

Седьмая джхана — Отсутствие вещей

Когда сознание погружается в эти прорехи, вы обнаруживаете себя в седьмой джхане. Здесь вы испытываете ещё более длительные периоды, оставаясь с объектом медитации — излучением равностности, пространственности, мира и благополучия. Возникающие отвлечения не имеют ничего общего с чем-либо вне самого ума. Вы можете заметить некие толчки и тягу, разного рода энергии, элементы мира, моменты беспокойства. Но не будет мыслей о том, что у вас на ужин или как сделать следующий взнос за учёбу. Связь с «внешним» пропадает.

На этой стадии ваше сознание чрезвычайно чистое и тонкое. Оно может даже и не казаться таким, поскольку на передний план выходит множество мелких помех. Но все они внутренние. Седьмая джхана традиционно зовётся Местом Ничто. Ничего относящегося к миру «снаружи» не происходит, но внутри происходит много всего.

В седьмой джхане особенно полезно уделить некоторое внимание семи факторам пробуждения. Если один из них слабоват, вы можете мягко попросить его усилиться, чтобы привести ум в равновесие. Эта семёрка включает три энергетизирующих фактора (радость, пытливость и энергия), три успокаивающих фактора (безмятежность, собранность и равностность) и осознанность.

Седьмая джхана — это также место, в котором вы начинаете применять 6Р ко всем отвлечениям, даже если они не полностью захватывают ваше внимание. На более ранних стадиях так делать не стоит: грубых отвлечений ещё слишком много и, если мы попытаемся применять 6Р ко всему, это лишь породит излишнее возбуждение ума из-за такой активной деятельности. Но в седьмой джхане внутренний покой становится настолько глубоким, что вы можете применять 6Р даже к тому, что не увело ваше внимание, не нарушая его. Кроме того, здесь сам метод становится автоматическим: теперь это глубоко укоренившаяся привычка, требующая очень небольшого усилия.

И конечно, лёгкость, благополучие или метта продолжают истекать от вас во всех направлениях. Это чувство может исходить само по себе без усилий — и это замечательно. Не нужно останавливать его.

Восьмая джхана — Потеря обычного восприятия

Восьмую джхану описать очень трудно, поскольку ум-сердце столь расслаблен, что обычное восприятие и сознание исчезают. Чтобы помнить, что было момент назад, требуется маленькая толика напряжения. Маленькая толика напряжения требуется, чтобы просто воспринимать происходящее в данный момент. Поэтому по мере того как сознание глубоко расслабляется и становится максимально тонким, нормальное восприятие исчезает. Вы входите в область, называемую Ни Восприятие, Ни Невосприятие.

Обычно медитаторы начинают теряться относительно того, где они находятся на пути. Они задаются вопросом: не впадают ли они в состояние одновременно сна и бодрствования, поскольку чувство возникает такое, будто они засыпают, при этом оставаясь бодрствующими.

В восьмой джхане вы прекращаете все усилия, помимо применения 6Р ко всему, что начинает возникать. А так вы просто уходите с дороги происходящего и позволяете уму самому делать, что ему заблагорассудится.

Если ваше продвижение, как вам кажется, застопорилось, вы можете спросить у своей интуиции, какие изменения в практике могут помочь, и попробуйте применить эти подсказки. Однако не увлекайтесь.

Будут моменты, когда всё исчезнет. Вы не заметите их, пока не вернётесь. Я называю это «морганием» — короткие мгновения мягкого отключения. Мой тайский учитель называл их «мирным прекращением». В разных традициях и у разных учителей есть разночтения по поводу этих моментов моргания: когда они являются частью ни-восприятия-ни-невосприятия, когда они — истинное прекращение (ниродха), а когда они — ниббана (нирвана).

На практике как их ни назови — это не очень-то важно. Когда вы выходите из очередного отключения, обратите внимание, что происходило во время моргания. Иногда вы сможете вспомнить больше, иногда меньше. Если что-то вспомнилось, примените к этому 6Р, несмотря на то, что это уже прошло. В другой раз вы поймёте, что это было похоже, скорее, на взгляд в чёрную пустоту. В таких случаях просто продолжайте.

Когда моргание — это истинное прекращение или ниббана, в момент выхода из отключения поток Зависимого Возникновения предстанет перед вами яснее, чем когда-либо. Просто отметьте это. Иногда возникающая при этом радость может быть очень сильной, хотя и одновременно безмятежной.

После джхан

После того как вы освоитесь в восьмой джхане, инструкции не будут меняться до самого полного пробуждения. Вы будете входить сначала в короткие, а потом во всё более длинные периоды ниббаны, за которыми последует всё более ясное вИдение Зависимого Возникновения. Так вы будете продвигаться через различные стадии просветления, пока не достигнете полного освобождения.

Исследование этих высших прозрений и пробуждения находится за пределами данной книги. Но я могу посоветовать кое-что:

  • Не делайте ничего, применяйте 6Р ко всему. Применяйте 6Р даже к малейшим восприятиям. В противном случае не делайте ничего.
  • Оставайтесь в стороне от процесса. Смягчайте любое возникающее чувство «я».
  • Настройте внимание на пробуждение, но ищите только ясности и принятия. Бесстрастие естественным образом возрастает в восьмой джхане.
  • Верьте в Будду, Дхамму и Сангху. Иными словами, верьте в истинность того, что есть в настоящем, в свою просветлённую природу и коллективную мудрость тех, кто идёт по этому пути впереди нас.
  • Отпускайте.
Карта, составленная Буддой

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *