Глава 16

Пространство: Пятая Джхана

Когда мне было шесть лет, я любил лежать на лужайке и глазеть на небо. Если я достаточно расслаблялся, небо для меня динамично расширялось до бесконечности. Так мне казалось, хотя я и знал, что этого нет в действительности. Это было очень приятное чувство.

«Эй, Рики, — говорил я моему старшему брату, — ты видел такое, чтобы небо двигалось и не двигалось?»

Рик смотрел на своего глупого младшего братца. «Вставай, — говорил он. — Я — ковбой. Ты — индеец. Давай играть».

Я повиновался. Он всё ещё думает, что я его глупый маленький братец.

Теперь, глядя в моё детское небо, я понимаю, что это был признак пятой джханы. Традиционно она зовётся «место бесконечного пространства». Но этот опыт не связан с каким-либо ошеломлением и замутнённостью восприятия. Мы пребываем в полной ясности сознания. Это ощущение расширения, доступное детям и взрослым.

После того как мы утвердились в четвёртой джхане, может возникнуть соблазн задержаться на равностности. Но если вместо этого мы излучаем её во всех направлениях, в конце концов тишина и мир распространяются вовне ещё дальше, в обширный простор. Это может сопровождаться явственным ощущением, что вещи движутся прочь, хотя они совсем не движутся. Но так бывает не всегда.

Этот опыт может ощущаться так, будто вы сидите на вершине горы и смотрите на ландшафт в нескольких километрах внизу, который расстилается до самого горизонта и сливается с небом. Или это может быть нечто даже ещё более обширное.

Ещё до того как я узнал о джаханах что-либо более или менее внятное, однажды я медитировал в комнате на чердаке ночью. Мои глаза были закрыты, и казалось, что я смотрю на чёрную стену. Внезапно эта тьма изменилась. Визуально она была той же самой, но возникло ощущение, что все стены исчезли. Пол и земля позади меня также исчезли. Я был подвешен во вселенной и смотрел в пустоту. Это было вдохновляюще и немного пугало: земля исчезла подо мной, и я плавал в пустом пространстве. Намёка на страх было достаточно, чтобы всё это пропало. Когда я расслабился и головокружение сошло на нет, ощущение расширения вернулось.

Место бесконечного пространства часто описывается как чувство, что пространство безгранично и не имеет центра — что нет у него границ и середины. Это бодрит.

В пятой джхане все грубые ощущения исчезают. Мы почти ничего не воспринимаем через двери чувств. И поэтому ум-сердце достаточно тих, чтобы более тонкие восприятия стали заметны. Когда мы к ним привыкаем, они кажутся уже не такими уж особенными. Мы остаёмся с лёгким чувством расширенности. Очень мало что может побеспокоить нас.

К этому времени мы способны легко сидеть час или два. Чувство пространства может продолжаться и во время ходячей медитации. Мы можем оставаться в арупа-джханах, даже действуя в повседневном мире.

Поскольку телесные ощущения угасли, мы продолжаем посылать метту из головы. Качество метты тонко меняется. Этот сдвиг называется состраданием. В суттах говорится, что Будда, сидя в пятой джхане, посылал миру сострадание (каруну).

Признаюсь, термин «сострадание» не кажется мне вполне подходящим для описания этого сдвига. Он очень тонкий. Когда я мысленно рассматриваю его, я вижу мягкость и лёгкость — что-то похожее на хлопок или очень мягкую шерсть.

Но этот сдвиг по своей текстуре может быть слишком тонким, чтобы это можно было как-то обозначить, а наша лёгкость при этом, возможно, слишком полная, чтобы заботиться об описаниях. Мы довольны уже тем, что просто излучаем благополучие во всех направлениях в бесконечность.

Настройка практики

На этой стадии не требуется каких-либо изменений в практике. Мы продолжаем посылать метту, или каруну, или благополучие во всех направлениях. Все изменения тут происходят сами собой, без нашего участия.

Мы замечаем возникающие и проходящие явления с большей лёгкостью. Препятствия продолжают возникать, и мы продолжаем применять к ним 6Р, когда они полностью захватывают наше внимание. Поток явлений становится медленнее, и его легче видеть.

Слова Будды

Возвращаясь к Анупада Сутте, мы находим описание пятой джханы, данное Буддой, и оно несколько более беглое:

(11) Далее, монахи, с полным преодолением грубых восприятий форм, с угасанием грубых восприятий, обусловленных органами чувств, не обращающий внимания на восприятие множественности, [воспринимая]: «пространство безгранично», Сарипутта вошёл и пребывал в сфере безграничного пространства.

(12) И те состояния в сфере безграничного пространства — восприятие сферы безграничного пространства и единение ума; контакт, чувство, восприятие, намерение и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, невозмутимость и внимание — эти состояния были определены им одно за другим… …и с развитием этого [медитативного достижения] он подтвердил [для себя] то, что оно есть.

В стихе 11 Бханте (а текст сутты приведён в его редакции) использует выражение «грубое восприятие» вместо просто «восприятие», чтобы показать, что мы продолжаем воспринимать разного рода явления. Это подтверждается в стихе 12, когда Будда объясняет, что все кхандхи (контакт, чувство, восприятие, формация и ум) всё ещё присутствуют. Просто эти восприятия теперь тонкие.

И, как и во всех джханах и во всей медитации прозрения, важно продолжать наблюдать поток явлений, по мере того как они возникают и исчезают.

Переход от четвёртой джханы к пятой и далее, к шестой и седьмой, — это скорее тонкие сдвиги, чем резкие скачки, скорее вопрос нюансов, чем нечто драматическое. Четвёртая джхана уже имеет качество обширности пространства, которое в пятой лишь получает дальнейшее развитие. А пятая содержит намёк на обширность сознания, что получает развитие в шестой джхане, о чём мы поговорим в следующей главе.

Карта, составленная Буддой

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *