Введение

Я смеюсь, когда слышу, что рыба в море хочет пить.

– Кабир

Чудесная, мудрая, трепещущая основа самой жизни наполняет каждый момент. Она столь чиста, тиха и неизменна, что совершенно не привлекает нашего внимания. Могут пройти недели, месяцы, годы, да и вся жизнь, а мы так и не заметим её. Хотя, подобно невидимому воздуху, которым мы дышим, она пронизывает наше бытие. Без неё нас не было бы.

Будда мало говорил об этой основе. Язык не может выразить этот опыт. Облачённый в слова, он звучит либо метафизически, либо абстрактно, а не непосредственно. Поэтому Будда не стал углубляться в описания, а лишь обозначил этот опыт терминами «пробуждение» или «конец страдания».

Вместо того чтобы рассказывать об этом опыте, он учил методу его непосредственного достижения. Это необходимо принять во внимание. Его путь имеет множество преимуществ. Будда говорил, что он «хорош в начале, хорош в середине и хорош в конце». С самого начала он приносит нам большую степень покоя, мира, радости, понимания, мудрости, да и просто более спокойный сон, более крепкое здоровье, более тёплые отношения с людьми и так далее. Многих людей привлекают в его пути эти «побочные эффекты». Это не плохо. Но чем глубже мы постигаем всеохватность этого пути, тем устремлённее по нему идём, собираемся ли мы пройти лишь несколько сотен метров или же до самого конца.

О начале или середине этого пути написано много. Но о конечных стадиях рассказывается довольно скупо. Эта книга посвящена рассмотрению всей дистанции.

Изложенный максимально кратко, маршрут выглядит примерно так.

Метод медитации, данный нам Буддой, начинается с более острого осознавания всего, что происходит непосредственно вокруг нас. Для этого мы расслабляем внутреннее напряжение, порождаемое отвлекающими мыслями и чувствами, так что теперь наше восприятие становится более ясным. С углублением внутреннего покоя наш ум-сердце перестаёт цепляться за мир. Теперь мы можем видеть ум как таковой и то, как его внимание не-личностно движется от одного объекта к другому. По мере того как безмятежность приобретает ещё большую глубину, процессы, связанные с памятью и восприятием, расслабляются настолько, что становится возможным уловить невероятно короткие промежутки времени. Субъективно мы как бы отключаемся. Из этого «отсутствия» мы выходим с сознанием сияюще-ясным, точным, не-личностным и пронизанным радостью. Это счастье не зависит ни от чего, что бы ни было в мире. Оно не обусловлено ничем, непрерывно и нерушимо.

Такое описание может показаться странным. Но, несмотря на ограниченность возможностей языка, если мы следуем инструкциям Будды, реальный опыт оказывается намного доступней, чем мы можем себе представить. Ниже мы как можно более детально рассмотрим практические шаги на этом пути.

Весь процесс продвижения разворачивается через стадии, которые Будда называл джханами. Джханы — это своего рода вехи, маркеры на пути.

Некоторые школы буддизма учат, что джханы имеют отношение к поглощённости, когда ум настолько сосредоточен на одном объекте, что всё остальное вычёркивается из сознания. Одноточечное сосредоточение внимания может быть благотворным, но лишь временно. Это тупик. Такая практика не ведёт к мудрости, к углублению понимания того, как работает ум. Почему? В одноточечном сосредоточении мы не позволяем уму двигаться.

Будда в начале своего пути учился одноточечному сосредоточению, овладел им и отказался от него, предпочтя практику, в которой ум погружается в безмятежность и лёгкость. В ранних суттах (беседах) он проповедует путь, на котором сознание открыто, восприимчиво и внимательно, а не сфокусировано на одном объекте.

Распространённая ошибка на пути к пробуждению — слишком сильно стараться, пытаясь силой принудить ум-сердце к спокойствию, вместо того чтобы позволить ему успокоиться естественным образом через лёгкость и радость. Конечно, на этом пути нужны усилия. Но здесь не требуется напряжённо и грубо удерживать внимание на дыхании или каком-либо ином объекте медитации. Когда покой ума нарушается, может понадобиться некоторое усилие, чтобы помнить о необходимости наблюдать, замечать отвлечения, растворять напряжение в теле, уме или эмоциональной сфере. Когда ум проигрывает одну и ту же фантазию или мысль в сотый раз, может понадобиться определённый волевой акт, чтобы перестать принимать предмет этой фантазии личностно, отпустить фрустрацию и самоедство и по-доброму посмеяться над собой. Да, путь Будды требует усилий, но это доброе и мягкое усилие.

Для быстрого продвижения в практике медитации нужно, чтобы лёгкость играла в ней ведущую роль.

В этой книге мы рассмотрим понятия джхан, безмятежности и другие идеи и методы, которые являются сущностными для пути Будды. Сюда включены истории из жизни и метафоры, призванные как можно точнее передать ощущение и структуру этого пути. Здесь будут описаны способы, позволяющие понять, где именно мы находимся на пути Будды и как настроить нашу практику таким образом, чтобы мы могли двигаться быстрее — от чувства радости, безмятежности и озарения к состоянию непрерывного счастья.

Книга разделена на три части. Их можно читать в любом порядке.

В первой части, «Лёгкое пробуждение», я рассказываю о себе как о человеке, чьё продвижение застопорилось, несмотря на настойчивую практику. Застой кончился, когда я встретил мастера джхана-медитации, показавшего мне метод, которому Будда учил на самом деле. С этого момента моя практика внезапно наполнилась радостью и лёгкостью. В этой части вводятся основные темы, проходящие через всю книгу, и даётся обзор практики медитации и начальные инструкции для неё.

Следующая часть, «Понимание», посвящена некоторым ключевым идеям учения Будды. В этом разделе мы рассмотрим их с точки зрения духовной практики, то есть именно так, как они изначально и применялись Буддой. Впоследствии многими из этих концепций стали пренебрегать, поскольку люди полагали, что они слишком сложны (как, например, патиччасамуппада, или Зависимое Возникновение), не в меру эзотеричны (ниббана/нирвана) или чересчур абстрактны (анатта, или не-личностность). Другие же были просто неправильно поняты. Например, Будда никогда не говорил, что жизнь есть страдание (дуккха), — он говорил, что жизнь сопровождается неудовлетворённостью. При условии правильного понимания все эти положения становятся инструкциями для развития мудрости ума-сердца.

В третьей части книги, названной «Путь», мы рассмотрим путь Будды как таковой, а также восемь джхан, через которые проходит человек в процессе практики. Будда неоднократно описывает всё это во время бесед, но некоторые переводы вносят путаницу. И даже если эти недопонимания прояснены, текст остаётся разрозненным — так дорога выглядит разорванной с высоты летящего самолёта. Чтобы мы в принципе могли двигаться по пути сколь-нибудь адекватно, нам необходимо видеть весь маршрут в перспективе и иметь практическое руководство, как идти по этой дороге непосредственно «на земле».

Сколько бы вы ни продвинулись на пути Будды, пусть он принесёт вам радость, ясность и мир.

Даг Крафт

Карта, составленная Буддой

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *