Глава 7

Препятствия — это ваши друзья

Каждое утро новое прибытие
Радость, подавленность, бедность,
Мгновенное пробуждение — приходит,
Как неожиданный визитёр.
Приветствуй и принимай их всех!
Даже если это лишь толпа печалей,
Жестоко обчищающих твой дом,
В котором уже нет и мебели,
Всё равно — встречай каждого гостя с честью.
Он, может быть, обчистит тебя
Ради какого-то нового удовольствия.
Тёмная мысль, стыд, злость —
Встречай их с улыбкой в дверях,
Приглашая войти.
Будь щедр к каждому, кто придёт,
Потому что каждый был послан
Свыше как проводник.

– Руми

Когда мне было под тридцать, я провёл пять месяцев, путешествуя автостопом по США и Мексике. В одной духовной коммуне высоко в горах на севере Нью-Мексико я сдружился с Марком и Пэт. Они собирались пожениться и, узнав, что я священник, надеялись, что я их обвенчаю. Я согласился. После того как мы условились, Марк поведал мне историю их отношений.

Несколькими месяцами ранее коммуна затеяла церемонию поклонения Кали. Кали Дурга — это индуистская богиня. Она изображается похожей на Медузу Горгону, со змеями вместо волос, человеческими черепами в качестве ожерелья, а с клыков её капает кровь. Однако для чистых сердцем она предстаёт в прекрасном, сияющем облике. Кали любит пожирать помрачения. Если мы пытаемся за них цепляться, она выглядит как чудовище. Если мы свободны от цепляний, она видится сияющей.

Церемония включала ночной костёр на горной поляне, песнопения на санскрите и подношение Кали чего-нибудь, от чего каждый участник церемонии хотел избавиться.

Марк был одержим ревностью. Он знал, что это чувство иррационально и создаёт трудности, но когда оно возникало, он не мог с ним совладать. Поэтому он символически бросил в огонь свою ревность и попросил Кали избавить его от неё. При этом он ничего не сказал Пэт.

На следующий день у неё начался роман с другим мужчиной. Марк был шокирован. Он ничего не сказал и не сделал явно, но в течение следующих нескольких дней его ревность росла и сжигала его изнутри. Это сводило его с ума. Он был настолько захвачен этим чувством, что в итоге уже не мог держать его в себе. И тогда он отпустил свою ревность — полностью расслабился и махнул рукой.

На следующий день Пэт потеряла интерес к тому другому парню и вернулась к Марку. Несколько месяцев спустя они решили пожениться.

Он сказал: «Мораль этой истории такова: не связывайся с Кали. Если ты реально хочешь измениться — она может очень сильно помочь. Но если ты не предан этой идее по-настоящему — берегись. Пока ты втайне пытаешься повременить ещё чуток, она разорвёт тебя на части».

Они повсюду

В буддизме препятствия являются функциональным эквивалентом Кали. Хотя есть и различия. Кали весьма драматична; препятствия же могут быть свирепыми, а могут представлять собой слабый шёпот, подталкивающий нас уклониться с пути. Кали устрашающа; препятствия порой лишь искушают. И Кали приходит строго по приглашению, тогда как препятствия свободно заглядывают к нам в гости без спроса.

И всё же и Кали и препятствия высвечивают наши слабости и имеют тёмную и светлую стороны.

В пали, языке сутт, для препятствия используется термин «ниварана». «Ниварана» буквально означает «покрытие, завеса» — она закрывает, заслоняет нечто ценное. Это тёмная сторона, помеха, собственно препятствие.

Светлая сторона заключается в том, что препятствия точно показывают нам, где следует искать мудрость и руководство. Они недвусмысленно говорят нам: «Это прямо здесь. Просто загляни под покрывало». С этой точки зрения они друзья и союзники.

Препятствия можно рассматривать как своего рода персонального тренера. Они прекрасно нас знают — возможно, лучше, чем мы сами себя знаем. Как и настоящие друзья, они не волнуются о том, что мы о них думаем. У них нет эго. Они укажут, на что нужно обратить внимание, нравится нам это или нет.

Когда мы глубоко преданы духовному пути, мы радуемся препятствиям. Если мы не очень преданы, если наша вера в себя слаба или мы больше заинтересованы в поверхностном счастье, нежели в глубоком, препятствия становятся досадной неприятностью. Слишком легко принять этих друзей за врагов, если мы запутаемся.

У всех нас есть места, за которые мы цепляемся или, наоборот, в которых стараемся не бывать. Не важно, насколько сильна наша преданность пути — можно ожидать, что препятствия во множестве посетят нас.

Накануне просветления Будда испытал атаку со стороны препятствий. Он сидел под деревом Бодхи, решив не двигаться до тех пор, пока не пробудится полностью. И в ходе этого сидения он был атакован десятью тысяч демонов. Затем за него взялись десять тысяч соблазнительных женщин. Затем сам Мара — опытный искуситель — попытался увести его с пути.

Поэтому, если мы чувствуем, что нас одолевает множество препятствий, полезно будет вспомнить, что и Будда имел с ними дело — мы в хорошей компании.

Вообще-то Мара продолжал посещать Будду и после его просветления. «Я вижу тебя», — говорил Будда Маре. Отсюда следует, что даже просветлённое существо не избавлено от столкновения с препятствиями. Разница лишь в том, что просветлённый немедленно видит природу возникающего препятствия и не оказывается захвачен им.

Если только мы не воображаем, что должны быть в лучшей форме, чем Будда, наличие препятствий — это нормальная составляющая жизни и вполне ожидаемая часть духовной практики.

Рассмотрим это подробнее.

Болтовня

Распространённый пример препятствия — болтливый ум. Мы садимся медитировать или наслаждаться закатом, но вместо этого обнаруживаем себя думающими о проблемах на работе, о ссоре с другом или подругой или о какой-то чепухе типа того, что нужно сегодня купить из продуктов. Мы думаем: «Если бы мой ум просто заткнулся, я бы смог насладиться этой тишиной». Самая распространённая причина отказа от занятий медитацией, которую называют, сводится к тому, что человек не может остановить свой ум от непрерывного думания.

Традиционно ум изображают как стаю пьяных обезьян, которых жалят пчёлы: они прыгают с ветки на ветку, непрерывно вопя. У меня же возникает другой образ: койоты, воющие на луну и с наслаждением тусящие под нашими окнами всю ночь напролёт. Болтовня ума кажется препятствием на пути к покою ума.

Занятой ум — это лишь одно из возможных препятствий; на самом деле разнообразие здесь бесконечное: для каждого из нас имеется своя особая конфигурация, разработанная специально в соответствии с нашим темпераментом. Они знают, как нас достать.

Это потому, что возникают они из нас же. Они могут казаться чем-то, перемахнувшим через ограду или проскользнувшим через заднюю дверь, но на самом деле все препятствия местного производства. Они являются отражениями наших слепых пятен, напряжений, цепляний и внутренней неразберихи.

Большая пятёрка

Несмотря на это бесконечное разнообразие, буддийская литература уделяет особое внимание пяти препятствиям: желание, отторжение, возбуждённость, притупленность и сонливость и сомнение.

Желание

В жизни есть лишь две трагедии: когда человек не получает то, чего он хочет, и когда он получает это.

– Оскар Уайльд

Желание — это движение к чему-то. Ум хочет сжаться-обернуться вокруг этого и зависнуть в блаженстве. Оно приходит в различных обличьях: собственно желание, жадность, похоть, цепляние, зависть и так далее. Объектом желания может быть почти всё что угодно, от еды до секса, или хороших книг, или приятных впечатлений.

Не все желания представляют собой проблему. Стремление быть более добрым, щедрым или бодрствующим может двигать нас в конструктивном направлении. Подобные желания называются иногда «чанда» или «дхаммачанда», что значит «здоровое желание» или «благое желание». Однако чтобы войти в ниббану или полностью пробудиться, даже эти намерения нужно отпустить.

Когда возникает сильное желание, полезно увидеть его со всей возможной ясностью, затем отпустить его, расслабиться и продолжать заниматься своим делом. Потакая желаниям или лелея их, мы лишь усиливаем их.

Отторжение

Отторжение — это желание со знаком минус, желание не иметь что-либо, например лысину, навязчивые мысли или физическую боль. Оно тоже приходит во многих видах: неприязнь, ярость, ненависть, досада, раздражение, тоска, недоброжелательность и так далее.

Правило таково: «Мы получаем то, во что вкладываем энергию». Если мы вкладываем энергию в потакание желанию, оно становится сильнее. В том, что касается отторжения, важно не отталкивать его и не пытаться управлять им. Наблюдайте его, отпускайте и расслабляйтесь. По мере того как мы разовьём немного больше равностности по отношению к отторжению, оно начнёт увядать само по себе.

Притупленность и сонливость

Сонливость — это недостаток энергии. Мы чувствуем себя уставшими и заторможенными. В теле тяжесть и утомлённость. Притупленность означает потерю интереса. Ум плывёт по течению в сноподобном состоянии, не видя ничего с какой бы то ни было ясностью. Вместе сонливость и притупленность могут ощущаться так, будто бы мы тащимся через глубокую грязь.

Важно заметить, что в таком состоянии ум вообще-то напряжён. Он становится сжатым и плотным. Это может быть не очевидным поначалу, потому что сонливость и притупленность делают восприятие расплывчатым.

Противоядие здесь обычно состоит в том, чтобы привнести в умственно-телесную систему больше энергии, любопытства или радости, чтобы оживить её. Но если корень этой проблемы в физическом недосыпании, то, возможно, лучше будет просто поспать.

Возбуждённость

Возбуждённость чаще всего является результатом избытка энергии или, напротив, недостатка равностности, безмятежности или собранности. Ум-сердце рассеивается сразу в нескольких направлениях, что может проявляться в виде раздражённости, беспокойства, неугомонности и так далее.

Ошибкой здесь являются попытки взять ум под контроль. Это всё равно что бить пчелиный улей с целью привести его в подчинение: редко работает. Такой способ лишь добавляет больше энергии в бурление, которого и так уже слишком много.

Более целесообразно обратить внимание на напряжённость, находящуюся в сердцевине этой возбуждённости, и предложить ей расслабиться. Успокоение ума в этом случае более эффективно, нежели попытки принудить ум к подчинению.

Сомнения

Сомнение — это недостаток веры или уверенности в своём пути или в себе. Бывает, конечно, когда сомнения вполне уместны — они могут вести к более глубокому исследованию и пониманию. Но колебания могут также быть и просто беспокойством, не ведущим ни к каким конструктивным результатам. Исследование приносит ясность, тогда как сомнение замутняет ум-сердце.

Осознанность

Заметим, что болтливый ум не находится среди перечисленных пяти препятствий. Однако избыточное думание может быть симптомом любого из них. Если препятствием является желание, возникают мысли наподобие: «Я это хочу», «Мне бы хотелось получить это ещё», «Было бы лучше, если бы…» или «Было лучше, когда…». Мысли, рождённые в результате отторжения, примерно таковы: «Ненавижу, когда так бывает», «Хочу, чтобы он ушёл», «Если бы она так не делала, всё было бы лучше» или «Почему со мной всегда такое случается?» Если препятствие — сонливость и притупленность, мысли могут быть такими: «Кхм… так… о чём это я…», «Пожалуй, я немного отдохну» или «В любом случае, всё это не важно». Вследствие возбуждённости возникает масса мыслей, бегущих в самых разных направлениях. И если нас одолело сомнение, мы думаем: «Всё ли я делаю правильно?», «Я всё время всё делаю не так», «Кажется, всё идёт хорошо, но не может же это быть так легко» или «Что-то я не уверен, что мой учитель знает, что мне на самом деле подходит».

Сложные мысли могут указывать на простое препятствие. Собственно активного думания нет среди большой пятёрки, потому что оно находится слишком далеко вниз по течению в цепи Зависимого Порождения.

Как мы уже видели в предыдущих главах, привычные паттерны мышления (бхава) не возникают, если нет цепляния (упадана). А цепляние не возникает, если нет страстного желания (танха — жажда, отторжение или замешательство). Страстное желание не возникает без первичной эмоциональной окраски (ведана — приятное, неприятное или нейтральное отношение). Первичная эмоциональная окраска не возникает без контакта (пхасса — физические или умственные ощущения).

Классические препятствия не включают болтовню ума, поскольку в потоке Зависимого Возникновения очень много стадий проходит до болтовни ума — слишком много доминошек уже упало.

Если наша осознанность сильна, мы замечаем предшествующие психические явления задолго до того, как они разовьются в болтовню ума. Мы видим жажду или отторжение и отпускаем напряжённость в них раньше, чем отождествимся с ними и начнём о них думать. Или мы замечаем приятную или неприятную эмоциональную окраску и отпускаем напряжённость до того, как она даст начало желанию или отторжению.

Однако если осознанность слаба, мы обнаруживаем себя уже потерявшимися в мыслях и неуравновешенных действиях.

Пётр Успенский, ученик русского мистика Гурджиева, однажды во время прогулки по улицам Парижа принял решение оставаться осознанным отныне и дальше постоянно. Несколько минут спустя он заметил свой любимый табачный магазин. Три дня спустя он вспомнил о своём решении быть осознанным.

Потеря осознанности красной нитью проходит через все препятствия. Препятствия точно показывают нам, где наша осознанность нуждается в усилении. Именно это делает их столь надоедливыми. И именно это делает их столь полезными.

Как показывает история с Успенским, даже очень акцентированная решимость быть осознанным не слишком-то помогает. Конечно, некоторое намерение может способствовать осознанности. Но чрезмерно прилагаемое усилие порождает лишь возбуждённость ума и активизирует думание!

С другой стороны, игнорирование препятствий или попытки избавиться от них подобны выплёскиванию ребёнка вместе с водой.

Итак, полезно помнить, что препятствия, помехи и отвлечения скрывают от нас то, что может оказаться очень важным. Хитрость здесь в том, чтобы понять, как увидеть то, что скрывается за завесой.

Когда мы перейдём к разделу «Путь», особенно к главе «Шесть Р», мы рассмотрим методы, позволяющие нам стать более мудрыми через работу с препятствиями.

Но прежде чем приступить, следует подробнее рассмотреть тему страданий. Страдание в своей тонкой и не такой уж тонкой форме проявляется в помехах и других явлениях жизни. Нахождение уравновешенного метода, позволяющего иметь дело с неизбежным страданием, — это ключ к счастью.

Карта, составленная Буддой

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *