Вопрос. Когда я понимаю, что делаю не хорошо (алкоголь, вспышки гнева, иногда “забывание” о медитации), – как мне думать, как себя вести внутри себя?

Ответ.

1. Необходимо напомнить себе, что вы ещё не арахант и даже не анагами, и такие проявления вполне закономерны. Не имеет смысла досадовать по поводу того, что они происходят. Кроме того, нужно вернуться к пониманию, что наш ум подобен погоде, явления в нём случаются, а не делаются нами. Поэтому для нас нет “грехов”, нет самообвинения, есть ошибки или даже скорее “эксцессы”, которые нужно изучить и по возможности предотвратить их повторение.

Это, можно сказать, подход наблюдателя – учёного или охотника, выслеживающего дичь (только это – исключительно мирная и конструктивная охота). То, что животное повело себя в этот раз не так, как мы ожидали – не повод для досады или эмоций: мы просто берём этот факт на заметку, вносим в журнал наблюдений и дальше – анализируем (см. п.2). Ещё лучше, если мы научимся смотреть на происходящее с юмором, с доброй улыбкой: “да, этот ум опять попался на свою всегдашнюю удочку, бывает”.

2. Мы анализируем случившееся, определяя его возможные предпосылки. Причиной могут быть например такие факторы:

  • застарелая привычка к такого рода сомнительным удовольствиям или реакциям;
  • то, что мы оказались в деструктивной компании;
  • усталость, из-за чего возросла раздражительность или стремление “расслабиться”, общая напряжённость обстановки – также определить факторы, способствующие утомлению;
  • мы поступили именно так просто потому, что не знали как поступить в этой ситуации иначе, более конструктивно;
  • шаблонная личная эмоциональная реакция на определенный тип ситуаций.

3. Определив причину, можно спокойно подумать над тем, что можно предпринять, чтобы подобной ошибки не повторилось. Например:

  • изучить, в каких условиях проявляется застарелая привычка, и постараться исключить появление этих условий;
  • использовать самма санкаппу* (самый мощный проактивный метод, см. внизу);
  • избегать деструктивных компаний;
  • уделить больше внимания расслаблению (то есть уединению и медитации), особенно когда есть усталость или напряжённость, по возможности устранить утомляющие факторы;
  • посмотреть, как можно было бы поступить иначе, и внедрить (то есть мысленно прорепетировать в медитативном состоянии, что тоже является разновидностью самма санкаппы) новые модели поведения. Имеем в виду, что в некоторых ситуациях необходимо продемонстрировать гнев, но испытывать его в любом случае не нужно;
  • применить практику прощения/принятия.

4. Определив меры, которые можно предпринять, мы вырабатываем намерение сделать всё возможное для того, чтобы эти ошибки не повторялись, и далее реализуем соответствующие сформулированные нами меры, после чего наблюдаем результат. Вообще, весьма полезно вести журнал наблюдений, в котором мы фиксируем всё это. Он в том числе позволяет отслеживать тенденцию и в некотором роде заменяет наставника, которому обычно рекомендуют отчитываться о своих ошибках.


*Находясь в медитативном состоянии, мы делаем утверждение, задающее новую модель поведения: “теперь я буду вести себя так-то” или “мой ум будет оставаться спокойным в таких ситуациях” или “мой ум будет оставаться незатронутым такими-то явлениями”. После этого мы не давим на ум, а предоставляем ему меняться самому. При необходимости это утверждение нужно повторять в медитации каждый день.

Как быть, если мы поступаем “нехорошо”

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *