Вопрос: Помраченное состояние неизбежно приводит к джати – совершению какого либо поступка? Ну, если это уже очевидное напряжение и множащиеся мысли.

Ответ. Почти неизбежно. Скажем так, с высокой вероятностью.

Вопрос. Можно ли сделать что-то, чтобы это принесло пользу или хотя бы не принесло вреда?

Ответ. В контексте концепции Зависимого Возникновения (ЗВ) вопрос звучит по сути так: как выйти из Вовлечённости (Бхава)?

Вот некая тема завладела умом, мысли размножились и бегут без остановок, возникают желания, эмоции. Следующий шаг – реализация этих желаний и эмоций, то есть то, что в ЗВ называется Джати, Рождением – рождением действия или рождением в новой реальности. Естественно, помрачённое состояние Бхава может породить лишь помрачённое действие, помрачённую реальность, а значит страдание.

Как выйти из Бхава, не оказавшись в Джати? Вспомним вторую сутту Маджхима Никая:

“Ключ к прекращению помрачений кроется в том, на что мы направляем своё внимание”.

То есть, чтобы выйти из этого помрачённого состояния, необходимо переключить внимание на что-то более конструктивное. На более ранних стадиях развития ЗВ – когда лишь появляются первые мысли, первое напряжение “я хочу” или “я не хочу”, или даже первое приятное или неприятное чувство относительно объекта или темы, которая нас потом зацепит – вполне хорошо работает метод 6Р. Мы отпускаем эти мысли, это напряжение, это чувство, расслабляемся, улыбаемся, и переводим внимание на что-то конструктивное. Но когда процесс зашёл так далеко, что мы оказались в горниле Бхава, метод 6Р мало помогает – слишком плотный поток мыслей, желаний и эмоций, непрерывно и с напором сменяющих друг друга.

Поэтому в этом случае требуется сочетать 6Р с более сильнодействующим способом переключения внимания. Необходимо заняться чем-то, что потребует полного вашего внимания. В нашей повседневной жизни, к сожалению, очень мало таких дел. Поэтому нужно заранее наметить для себя их список.

Некоторые учителя, например, советуют завести себе специальную тетрадь и переписывать туда от руки сутты, когда наступают такие моменты. Переписывать внимательно, каллиграфическим почерком. Ещё советуют представлять (визуализировать) Будду в своём сердце, мысленно повторяя девять его качеств. И так далее. Когда мы так делаем – минута за минутой, час, два, параллельно применяя метод 6Р по мере возможности, постепенно ум начинает очищаться. Через какое-то время вы оказываетесь в состоянии, где ум, по крайней мере на данный момент, свободен от навязчивых мыслей, эмоций и желаний.

Вообще, если Бхава возникает регулярно по отношению к какой-то определённой теме, это хороший повод поработать с ней с помощью практики прощения.

Как выйти из штопора?

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *