Вопрос. Что такое неведение?

Ответ. На пали это слово “авиджжа” (на санскрите – “авидья”). Часто это слово переводят как невежество, а противоположность – виджжа/видья – как мудрость. Но это отражает сугубо европейский подход к жизни. “Видджжа” и “видеть” – однокоренные слова. Поэтому слово “авиджжа” может быть переведено как “не-вИдение”. То есть это не не-мудрость в смысле непонимания или незнания чего-либо, а скорее неправильное направление внимания и неумелость самого внимания. То есть мы не умеем наблюдать и не туда смотрим, и оттого от нас ускользает нечто очень важное, некое непосредственное, не интеллектуальное понимание.

Простой пример: человек ходит и переживает, как ему трудно живётся. Он постоянно об этом думает и говорит и так далее. В результате он испытывает страдания и обстоятельства его жизни становятся только хуже. Он словно бы сжимает в руке раскалённый уголёк, вместо того, чтобы его выбросить.

Что здесь происходит? Этот человек не туда направляет внимание. Он направляет внимание не мудро. Он не видит того, как рождается его страдание, как он причиняет страдание самому себе. Он не наблюдает за тем, за чем следовало бы наблюдать, чтобы освободиться от страдания. Он не видит своих ошибок. Вместо этого он направляет, сосредотачивает внимание таким образом, что страдание усиливается. “Я”, “мне плохо”, “меня обидели” и т.д. Снова и снова он пережёвывает эту жвачку.

Так вот, вот это не мудрое и неумелое направление внимания и есть неведение. Есть прекрасная сутта – СН 45.1 – где Будда, кажется, ставит телегу впереди лошади, говоря, что “виджжа”, то есть “не-неведение”, приводит человека к тому, что он начинает следовать Дхамме. Казалось бы наоборот – следование Дхамме освобождает от неведения, но здесь имеется в виду, что следование Дхамме начинается с того, что человек направляет внимание на правильные вещи, начинает задумываться о по-настоящему экзистенциальных вещах. И в итоге это приводит его (если ему посчастливится найти Дхамму) к освобождению от фундаментального неведения – не-вИдения того, как рождается страдание, как рождаются помрачённые состояния ума.

Неведение

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *