Вопрос. Продолжает ли полностью пробуждённый человек существовать после смерти? 

Ответ. Будда отказывался утверждать, что какой-либо из четырёх вариантов ответа на этот вопрос – да, нет, ни да ни нет, и да и нет – может быть принят как истинный. Логически это значит, что сама постановка вопроса не верна. Собственно, на этом можно было бы поставить точку, если бы в буддистском мире на эту тему не велись постоянные баталии.

Основные позиции две – одни считают, что Будда или “простой” арахант продолжает существовать в некой “сверх-реальности”, пусть даже непостижимой для обывательского ума (то есть это ответы “да” и “и да и нет”), другие же, даже напоминая о том, что постановка вопроса не верна, неизбежно сваливаются в противоположность – что париниббана Будды это полное и окончательное угасание, прекращение и так далее. То есть, по сути эти люди отвечают на поставленный вопрос отрицательно (“нет”, “ни да, ни нет”).

Обе стороны приводят свои аргументы, и я их здесь рассматривать не буду. Давайте лучше посмотрим на само это стремление непременно выяснить ответ на этот вопрос. Откуда эта страсть? Не из страстного ли желания жить или наоборот – не жить? Могут возразить – как же нам следовать Учению, если мы не знаем, к чему оно ведёт? Отвечу: а если вам скажут, к чему оно ведёт (допустим теоретическую возможность такого ответа) – что это изменит? Проверить сказанное вы не сможете, и останется только верить. Но вера не освобождает от сомнений (если только вы не становитесь фанатиком). Поэтому легче вам не станет.

У нас есть Учение, и практика этого Учения приносит благотворные плоды, которые мы можем видеть непосредственно, прямо сейчас. Благотворные плоды дают благотворные семена. И ничего благотворнее представить себе невозможно (мне, во всяком случае, фантазии на это не хватает). И этого достаточно. Остальное мы увидим в своё время. Любые танцы и хороводы вокруг нерелевантных вопросов лишь мешают полностью сосредоточиться на практике. Если мы практикуем Учение, нам следует помнить, что данные вопросы нерелевантны, и обратить внимание на само наше стремление найти на них ответ. В самом этом стремлении кроется проблема. Надо научиться жить на краю Тайны.

Продолжает ли арахант существовать после смерти?

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *