Анатта, кажется, это основное, что смущает народ в учении Будды. Ниже приведён диалог с учеником С. (перевод с английского), который состоялся сегодня.

С.: То, что “личность” это просто сплав различных процессов (лишённых “я”/безличных) ввергает меня в пессимистическое умонастроение. Эта теория звучит так, будто мы – роботы. Я вообще не чувствую никакого облегчения от этого (интеллектуального) осознавания. Как об этом следует думать в позитивном, не-роботизированном ключе?

О.: Посмотрите здесь: https://www.quora.com/How-does-Buddhism-conclude-there-is-no-permanent-self-What-does-this-nonself-mean/answer/Dhammagavesi-Bhikkhu-1 [на русском – здесь: https://dhammasukha.ru/how-to-anatta/ ], это хороший ответ на ваш вопрос.

С.: Значит ли это – мы страстно желаем что-то, думая – “я” хочу это. Как будто есть некое “я”, которое нуждается в ублажении. Если мы осознаем, что нет “я”, то если мы не получаем чего-то, чего страстно желаем, мы не будем из-за этого огорчаться.

Мне нужно время, чтобы понять это. Через медитацию. Потому что сейчас если я не чувствую себя счастливым, и говорю себе – “это безлично”, это меня не делает счастливым. На самом деле даже как-то грустно становится.

И поэтому я пока не буду использовать этот способ думать в своей повседневной жизни.

Но если я не использую его, то как мне поддерживать умственное равновесие в течение дня, если я чего-то не получаю или что-то меня огорчает? Бханте [Вималарамси] говорил, что вы должны продолжать думать, что “это безличностно”. Но такие мысли в моём случае не работают 100%.

О.: Если вы сегодня не чувствуете себя счастливым, это просто несчастливое состояние, несчастливый ум, это похоже на пасмурную погоду. Это просто явление. В анатте нет философии. Это чистая практика – учиться смотреть на все ваши психические процессы более объективно.

С.: Бханте говорил, что каждый раз, когда возникает страстное желание или печаль, вы должны думать, что “это безлично”.

О.: Да.

С.: Но меня это совсем не успокаивает. Страстное желание или неудовлетворённость никуда не уходят.

О.: Бханте имел в виду, что нужно изменить свой взгляд на ситуацию. Да, есть страстное желание. Не “я хочу”, а “есть страстное желание”. Вы занимаете позицию учёного или психотерапевта, который наблюдает и заносит наблюдения в журнал. “Так, теперь я вижу страстное желание. Так и отметим в журнале”. Вот это – не-личностный взгляд. Такой взгляд помогает нам оставаться невовлечёнными в помрачения.

С.: Возможно, я интерпретировал или применил это неправильно. Возможно, мне следует делать это мягче.

О.: Просто уделите этому внимание. Это просто более объективный подход. Я могу привести хороший пример. Был такой врач, который как-то оказался один на станции в Антарктике, и вот в какой-то момент он начал замечать неполадки со здоровьем. Он наблюдал их какое-то время, анализировал результаты наблюдения, будто это был не он сам, а какой-то другой человек, пациент. Со временем он пришёл к выводу, что необходима операция. Тогда он лёг на операционный стол и сделал хирургическую операцию на своём животе. Это пример не-личностного отношения, в своём, так сказать, совершенном виде. Вы учитесь быть наблюдателем. Вы наблюдаете всё просто как явления. Вы наблюдаете таким образом свою боль, свои страстные желания. Что угодно.

С.: Но это порождает переживание принудительного отчуждения, которое не делает меня счастливым. То, как я это делаю в течение дня – думаю: “Я не “я”. “Я” не существует. Я это просто разные процессы в уме. Я это просто сознание”

О.: Нет, С., “Я не существует” – это не правильно. Будда не говорил – “Тебя не существует”. Он говорил: “всё, что ты видишь – это не ты”. Это всё. Он также говорил, что ВСЕ точки зрения относительно “я” – ошибочны. Включая и точку зрения, что “нет никакого я”. Нужно просто учиться оставаться вне всех этих воззрений. Перестать вообще заботиться о них.

С.: Просто наблюдать, не отвлекаться на другие мысли. Правильно? Другие мысли = философия – Я не “я” и т.д.

О.: Просто наблюдать, не углубляться в философию. Будда не был философом.

С.: Хорошо. Давайте я попробую это. И вернусь с новыми вопросами. 🙂

Снова анатта

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *