Вопрос: В руководстве по медитации прощения есть пункт “анализирование”: “Я принимаю себя со всем своим анализированием” и т.д. Что это такое?

Ответ. Анализирование, если говорить кратко, – это социальный интеллект, искажённый цеплянием.

Это вычисления относительно того, кто что и почему сделал или сказал что бы то ни было, что он на самом деле думает и прочее. Вроде бы это полезная в социальном плане функция ума. Однако на деле работа этого механизма оказывается сильно искажена этим самым цеплянием, а именно – по сути,  личностным восприятием мира.

Пример: мы едем в общественном транспорте и наблюдаем, как некий посторонний человек разговаривает по телефону. Невольно мы слышим его слова и по паре фраз воссоздаём ситуацию его жизни, истолковывая её совершенно определённым образом не в его пользу (это и есть анализирование). Эта мысль вызывает у нас негативное отношение к человеку, появляется напряжение и цепляние – первые мысли неприязненного характера.

Рассмотрим этот пример подробнее.

Мы слышим произнесённые фразы. Нет никакой необходимости как-либо интерпретировать (анализировать) их. Однако этот процесс запускается. Что является его триггером? Его триггером является свойственное нам (а свойственно оно нам всем практически по умолчанию) изначально неприязненное чувство к окружающим, заставляющее всё вокруг воспринимать в режиме конфронтации. В результате: кто-то что-то сказал – “он(а) хотел(а) меня этим уязвить”, кто-то не поздоровался – “вот какой высокомерный тип!”, кто-то улыбнулся – “он(а) со мной заигрывает” или “фальшивая улыбка” и так далее.

Говоря в терминах Зависимого Возникновения: есть Контакт (мы слышим фразы), возникает очень тонкое неприязненное Чувство, затем тут же возникает Страстное Желание, которое провоцирует Цепляние – мы зацепляемся вниманием за этот разговор. Цепляние порождает Вовлечённость – начинается анализирование. Всё это происходит мгновенно. Естественно, что анализирование, произошедшее как результат цепляния, само приносит нездоровые плоды. Анализирование запускает новый виток процесса: его результат вызывает у нас негативное Чувство, Страстное Желание, Цепляние и т.д.

Дальше уже появляются “громкие мысли”, связанные с анализированием, когда мы начинаем всё больше развивать в мыслях эту тему, добавляя новых красок, рассуждений и деталей.

Тут есть ещё одна проблема: поскольку обычно само анализирование идёт фоном и на автомате и не связано с ярковыраженными эмоциями (они запускаются позже, на стадии вторичного витка Зависимого Возникновения, который имеет место, если данная ситуация затрагивает “меня лично”), у человека зачастую возникает иллюзия беспристрастного анализа поведения другого человека. Но этот анализ изначально искажён лежащей в его основе тонкой недоброжелательностью (то, что на языке пали обозначается термином “вьяпада”), тем самым триггером. В результате мы постоянно видим поведение людей искажённо, ошибочно интерпретируя их поступки и мотивы.

Нейтральное отношение к людям, как правило, на деле означает лёгкий негативный фон по отношению к ним. Нужно понимать, что у человека практически никогда не бывает нейтрального отношения к другому человеку. Даже какой угодно продвинутый святой относится к людям равностно, а равностность – это не нейтральность, это и любящая доброта, и сострадание, и восприимчивая радость.

От этой недоброжелательности и, соответственно, от склонности к анализированию, которая время от времени принимает весьма острую форму неприязни, обиды или, наоборот, пристрастия и влечения, избавиться очень трудно. Всё это пронизывает нашу жизнь настолько, что мы по умолчанию не замечаем этих процессов или замечаем их лишь частично.

Однако состояние свободы – полной или частичной – от навязчивой работы этого механизма вполне возможно. Наблюдая этот процесс и отпуская его на всё более ранних стадиях, мы приходим к тому, что поведение людей перестаёт подвергаться интерпретированию. И тогда мы видим, что это свобода. Это освобождает массу ресурсов нашего ума, делает наш ум качественно более спокойным. А поскольку счастливый ум – это спокойный ум, мы тем самым становимся более счастливыми людьми.

Не нужно беспокоиться по поводу того, что делают люди. Не нужно стараться угадать в них угрозу, обиду или вину. Не нужно также рассматривать других людей как объект тех или иных желаний. Всё это – игры социального “я”, которое изначально образуется как инструмент обороны от окружающего мира и выживания в нём.

И именно тогда мы начинаем видеть людей принципиально иначе – спокойно, доброжелательно – без малейшего следа недоброжелательности, без страстного желания, без страха, с пониманием. Именно такой взгляд и является по-настоящему беспристрастным.

Начинаем мы с того, что с помощью осознанности отслеживаем этот процесс. Сначала на самом грубом уровне, потом – на уровне первых неприязненных мыслей, чуть продвинувшись – на уровне страстного желания, то есть сжатия ума при виде того или иного человека. Наконец, мы начинаем видеть до-личностную реакцию: первое тончайшее негативное (или наоборот – положительное, в случае если данный человек нам “приятен”) окрашивание воспринимаемого человека. И отпускаем эти явления.

Мы учимся подходить к своим реакциям феноменологически: да, есть неприятное чувство при контакте с этим человеком. Фиксируем это и не идём дальше. Это чувство – лишь чувство. Это субъективная реакция, а не характеристика самого человека. Эмоциональная оценка, даже если она замаскирована рационализацией, – это не объективная характеристика объекта, на который она направлена. Мы переносим фокус внимания с системы “другой”-“я” на те процессы, которые происходят в этой вот психике как таковые.

Таким образом мы постепенно освобождаемся от работы этих механизмов.

Что такое “анализирование”?

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Что такое “анализирование”?: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *