Вопрос. Будда описывает три пути к освобождению. Но как тогда быть с утверждением, что освобождение достигается только через познание Четырёх Истин и Зависимого Возникновения?

Ответ. Итак, в суттах фигурируют как бы три пути к освобождению:

  1. Тот путь, которым шёл сам Будда: через  достижение четвёртой джханы и медитативное рассмотрение прошлых жизней, иных миров и Четырёх Истин.
  2. Тот путь, которым шёл ученик Будды Сарипутта (описанный, скажем, в МН 111): здесь осваиваются все джханы и сферы нематериального, затем Прекращение – Ниродха, которая приводит к поэтапному освобождению-просветлению. Этот путь преподаётся нами на ретритах.
  3. Путь, связанный с ярко выраженными изменёнными состояниями сознания – путешествиями по мирам, сверхспособностями и т.д. Этим путём, в частности, шёл ученик Будды и друг Сарипутты Моггаллана.

Так разные ли это пути в действительности? В своей сути – нет. Во всех трёх случаях практикующий познаёт именно Четыре Истины Благородных и Зависимое Возникновение, просто подходит к этой задаче с разных сторон, в зависимости от той или иной психической конституции.

В первом пути человек успокаивает ум в практике джхан и затем рассматривает, как работает его сознание в перспективе его развития в этой жизни и в предыдущих жизнях – причины и следствия, камма. Затем он рассматривает, как работает закон причин и следствий, камма, в жизни других существ в разнообразных мирах. Затем он рассматривает Четыре Истины. Вот страдание/помрачение. Вот причина страдания/помрачения. Вот прекращение страдания/помрачения. Вот путь к прекращению страдания/помрачения. Но что такое камма? Это не что иное, как результат работы Зависимого Возникновения. Как появляются страдания/помрачения? В результате работы Зависимого Возникновения. Поэтому здесь происходит познание Четырёх Истин и Зависимого Возникновения.

Во втором пути человек в ходе медитации напрямую наблюдает работу ума, отслеживая стадии Зависимого Возникновения до всё более ранних. Ниродха же позволяет отследить этот процесс с особой ясностью, с полного нуля и непосредственно, напрямую, в результате чего происходит сброс части неведения, то есть Ниббана. Таким образом, здесь тоже происходит познание Четырёх Истин и Зависимого Возникновения.

И наконец, самый таинственный путь – условно “путь Моггалланы”. Здесь человек тоже практикует джханы и затем направляет внимание на познание миров сознания и продвижение по ним и за их пределы. Это продвижение и преодоление завес помрачений он воспринимает в виде образов (для некоторых людей именно такой способ мышления наиболее естественен), в виде миров и существ архетипической реальности. По сути, происходит процесс, аналогичный тому, что имел место в путях 1 и 2, но в образном, наглядном формате. Точно так же практикующий видит, как реализуется Зависимое Возникновение, порождая страдание и вовлечённость в тот или иной мир, в то или иное состояние ума, в ту или иную картину мира. Точно так же он видит, как происходит раз-вовлечение, освобождение от пут миров и так далее.

Сверхспособности здесь появляются как побочный эффект, поскольку все они связаны именно с альтернативными способами восприятия реальности, макрокосма и микрокосма. Путь этот, при полном погружении, может быть полон приключений и переживаний, но подходит он далеко не всем и отнюдь не является самым быстрым. Самый быстрый путь тот, который больше всего подходит именно вам.

Три пути или один путь?

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *