Вопрос. В МН21, Какачупама Сутте, говорится: «вот как каждый из вас должен тренироваться: «На мой ум это не будет оказывать влияния, я не буду говорить злых слов. Я буду оставаться милосердным к этому человеку, желать ему благополучия…»» Не очень понятно, как это осуществляется практически. Формально это похоже на некое пустое благопожелание. А если нет – то как это практиковать? Вот человеку пилят ногу, а он такой: «На мой ум это не будет оказывать влияния, я не буду говорить злых слов…» — так? Выглядит не очень реалистично.

Ответ. Мы тренируем ум не столько тогда, когда нам «пилят ногу» — в тот момент уже немного поздно тренироваться. Мы тренируемся заранее, а точнее – во время медитации. Когда в ходе практики джхан ум становится очищенным, пластичным и податливым, мы можем напрямую его перепрограммировать.

Допустим, в жизни нам встречается ситуация, когда мы выходим из себя. Тогда во время медитации мы напрямую вырабатываем намерение чтобы в подобных ситуациях наш ум оставался невозмутимым и доброжелательным. И это работает, именно через практику джхановых состояний, и чем дальше, тем лучше. Это помогает и памятовать о необходимости оставаться спокойным и любящим даже и в таких ситуациях, применяя правильное усилие, и, собственно, оставаться спокойным и любящим. Процесс переучивания мозга резко ускоряется.

Кроме того, нужно понимать обстановку, в которой, скорее всего, Будда произносил подобные лекции. Нужно понимать, что это были не столько лекции, сколько то, что сейчас называется «guided meditation», то есть, так сказать, «ведомая медитация». Монахи не просто сидели и, развесив уши, слушали что говорит Будда. Скорее, они сидели в медитации, в джхановых состояниях (в идеале – в четвёртой джхане), и Будда напрямую направлял их медитацию. С помощью его слов монахи прямо «перепрошивали» свой мозг.

«… вы должны тренироваться так: …»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *