Вопрос. Почему мир животных считается низшим? Почему не повезло, если родился животным – потому что не можешь следовать путём Будды? Разве кто-то общался с животными? Разве кому-то они жаловались на свою жизнь и рассказывали о мечте родиться человеком? Считается, что хуже всего родиться змеёй и скорпионом, но кто-нибудь спрашивал у них об их собственном мнении и отношении к человеку? Кто дал человеку право считать себя выше, мерить всё своей «мерялкой» и говорить от имени животных?

Ответ. «Шкала» перерождений, от самого низшего уровня, адского, до самого высшего – в мирах Брахмы, выстроена, во-первых, не Буддой – она была общепринята в те времена в индоарийской культуре, он лишь ей пользовался (а значит, был с ней согласен). Во-вторых, критерием её было общее среднее количество страдания, которое существо данного класса испытывает и причиняет другим. Низший (по отношению к человеческому) мир обладает меньшим количеством степеней свободы, это в целом более несчастливый удел бытия. Более мимолётный, или имеющий больше невзгод и неудовлетворённости, или связанный с полной зависимостью от воли другого существа и так далее. В среднем у обитателей «низших» миров со всеми этими факторами дело обстоит заметно хуже, чем в мире людей.

В частности, если речь идёт о животных, то давайте посмотрим на их жизнь: у животных явно меньше возможностей избежать невзгод существования, чем у человека. У них практически никогда нет шансов самостоятельно изменить свою жизнь. Они живут, непрерывно подчиняясь инстинктивным и рефлекторным импульсам, а самосознания у большинства из них нет (либо оно находится в более или менее зачаточном состоянии).

Животные претерпевают то, что с ними происходит. Вот это претерпевание есть отличительная черта «низших» миров, где существо вынуждено отбывать срок, в течение которого карма, приведшая его к жизни в данном слое существования, исчерпывает себя.

Но не нужно также забывать, что не только Будде, но и многим людям в те времена и в той культуре – и не только в те времена и в той культуре – была знакома непосредственная память о жизнях в других мирах, в том числе в мире животных. Сегодня большинству из нас это может показаться чем-то неправдоподобным, но, судя по всему, подобная невосприимчивость свойственна лишь людям с европейским мировосприятием.

Например, я читал воспоминания одного североамериканского индейца, который совершенно мимоходом рассказывает о том, что помнит свои жизни до нынешнего рождения: помнит, например, как в предыдущей жизни был маленькой птичкой и как было хорошо летом и худо – холодно и голодно – зимой. При этом он говорил о том, что в памяти ничего не задерживалось, поэтому он не помнил о невзгодах, когда наступало лето, но и не помнил о том, как было хорошо летом, когда наступали зимние холода. Зимой его страдание было беспросветно. Без надежды на то, что когда-нибудь станет лучше.

Наши представления о том, что животные обладают особой мудростью и блаженством в своём животном бытии, являются плодом излишней романтизации. Жизнь животных скудна, тесна, обусловлена простейшими импульсами. Животные достойны сострадания, их участь незавидна.

И при этом Будда говорит, что пребывание в том или ином мире обладает своего рода затягивающим эффектом или инерцией. То есть рождение в виде животного резко повышает вероятность того, что в следующий раз это существо снова переродится животным.

Также стоит отметить, что особенностью человеческого мира является то, что в нём имеют место отражения всех других миров сознания. Например, аналогом существ ада в мире людей будут те, кто настолько опустился в нравственном смысле, что способен намеренно причинить другому существу любую боль – физическую и душевную – и даже наслаждается этим. Есть в нашем мире и подобие животного мира – это люди, имеющие существенное отставание в умственном развитии. Можем ли мы сказать, что отставание в умственном развитии не хуже, чем отсутствие оного? Можем ли мы сказать, что мир умственно отсталых людей не «низший» по сравнению с миром остальных в вышеозначенном смысле?

(В суттах, кстати, я не встречал утверждений, что перерождение именно змеёй или скорпионом как-то особенно плохо по сравнению с другими видами животных. Иерархия там скорее такая, что среди животных наименее завидной участью обладают паразиты и существа, живущие в нечистотах.)

Почему мир животных относится к «низшим»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *