Суттавада – это буддистская школа, возникшая в США вокруг американского учителя Бханте Вималарамси и его учеников. Бханте Вималарамси – учитель американского происхождения – Махатэра и Саядо, около сорока лет учился и учил в ЮВА, впоследствии вернулся в США, однако продолжает и поныне преподавать в странах ЮВА. Вокруг него сформировалась группа практикующих, несколько лет назад позиционировавшая себя как школа Суттавада, которая в настоящее время объединяет сотни людей по всему миру. В чём особенности Суттавады:

  1. Генеалогически это полностью американская и в плане культурной принадлежности — европейская школа, сформировавшаяся вокруг учителя американского происхождения и, соответственно, практикующая, скорее, европейский подход в изучении Дхаммы, направленный на кропотливое изучение основ, а не на сохранение каких-либо культурных традиций, которые хоть и связаны с буддизмом исторически, но напрямую к нему не относятся.

  2. Главный принцип этой школы – тщательное изучение сутт Палийского Канона и придание именно им приоритета в формировании представлений об учении Будды. Комментарии и толкования при этом принимаются лишь постольку, поскольку они не противоречат букве и духу учения, изложенного в суттах. В частности, однозначно заявляется о неприменимости трактата «Висуддхимагга» в практике медитации и о том, что этот трактат в части практики противоречит тому, чему учил Будда. Подобный подход довольно распространён в настоящее время и среди учителей Тхеравады, хотя начало ему было положено монахом европейского происхождения Бхикку Ньянавирой. Самого Бханте Вималарамси на такой подход в своё время натолкнул учитель Бхикку Пуннаджи.

Тем не менее Суттавада не ассоциирует себя с Тхеравадой, хотя сам Бханте Вималарамси изначально стал монахом и учился именно в этой традиции. Тхеравада – это школа, сформировавшаяся в ЮВА и имеющая определённые особенности. Точно так же как, скажем, Чань – школа, сформировавшаяся в Китае и на Дальнем Востоке и имеющая свои особенности. Таким образом, для Суттавады нет никаких причин ассоциировать себя именно с Тхеравадой или с какой-либо другой школой буддизма, поскольку именно этих особенностей, отличающих одну школу от другой, она в себе и не имеет.

Однако при этом никакого противопоставления Тхераваде или каким-либо другим школам ни в коем случае не имеет места. Скорее, наоборот. Позиция Бханте Вималарамси заключается в словах, которые он сказал на международной конференции буддистов в Кобе, Япония, в 2007 году: «Я не тхеравадинский монах. Я не махаянский монах. Я — буддистский монах». Дело в том, что Сангха — едина. Да, в разных школах и течениях взгляды на учение Будды несколько различаются, но все мы стремимся следовать слову Будды. И если тхеравадинский монах придёт в чаньский храм, его там примут как брата, поскольку он — ученик Будды. Так же и наоборот. Поэтому любые разделения тут неуместны.

Наша позиция — и она принципиальна — состоит в том, чтобы избегать конфронтации и полемики, избегать прозелитизма, избегать заявлений о собственной исключительности. Мы лишь всеми силами пытаемся максимально приблизиться к тому, чему учил Будда.